Грабенко Татьяна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна. Методический практикум по песочной игротерапии. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии Что нужно для игры в песок
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик нз стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер - 5Ох7Ох8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты “любовно” называют ящик с песком “подносом” - по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если Ваш ящик будет из другого материала.
Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.
Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.
Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”.
3. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:
Человеческие персонажи
Здания: дома, школы, церкви, замки
Животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.
Машины: сухопутные, водные, космические, боевые
Растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
Постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота
Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.
Символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
Сказочные герои: злые и добрые
Религиозные предметы и сувениры
Живая зелень и пр.
Домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.
Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей “коллекции”. Сбор оборудования для игр не будет для Вас обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет Вам в этом (фигурками из “Киндера-сюрприза”, деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Теперь, у Вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по Стране Песочных Игр.
Первая глава нашей книги посвящена ОБУЧАЮЩИМ играм. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
Вторая глава поведет Вас в страну ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.
В третьей главе описаны ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что “делает” бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; увидите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в Детский Мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.
Грабенко Татьяна Михайловна -
дефектолог (сурдопедагог, логопед), игротерапевт. Ведущий сотрудник Института сказкотерапии, преподаватель Института специальной психологии и педагогики Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валлен-берга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фонетической ритмике, лауреат Премии мэра , победитель многих конкурсов педагогического мастерства.
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна
- доктор психологических наук, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия», ректор Института сказкотерапии.
Проходила профессиональную подготовку у лучших психотерапевтов: по техникам креативной терапии (д-р Р.Гарднер; 1995, 1997), по основам поведенческой терапии (д-рХ.Зенг; 1994), по технологии данс-терапии (д-р
М.Бергер; 1995), по технике песочной терапии (д-р Д.Бержер; 1996, 1997), по игротерапии (М.Кондратова; 1997).
М ногие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?». Одни говорят - еще в утробе матери; другие - не учите вообще, школа научит; третьи посоветуют отдать Вашего любимца в руки грамотных специалистов как только он начнет ходить и говорить. Сделать выбор непросто.
Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Действительно, ребенок начинает познавать мир, находясь в утробе матери. Причем учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: «Кожей чувствую». Появившись на свет, ребенок активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс САМООБУЧЕНИЯ. Может, все чаще Вам приходится слышать от специалистов фразу: «Главное, ребенку не мешать!»
«Как не мешать? Чем я могу ему помешать?» - задаете Вы себе вопрос. Оказывается, помешать можно, если подходить к ребенку со взрослыми мерками. Как же этого избежать?
Давайте понаблюдаем за нашими детьми. Они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размажут ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно все попробовать на зуб; но главное - их просто тянет к тому , что НЕЛЬЗЯ. Безусловно, все это доставляет взрослым множество хлопот. И мы ВЫНУЖДЕНЫ, как заботливые родители и педагоги, ставить перед ребенком череду запретов. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет «Стена Плача», отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого.
Как же сохранить связь между нашими мирами: предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе, направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему ВНУТРИ каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое;
Ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом ощущать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.
С каким упоением дети парят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку на маму, ложку за папу» и др. Именно на песке строится пер-в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это - Мир Ребенка, и котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.
Теперь, наверное, Вам легче будет ответить на вопрос: когда и как начинать обучение ребенка. Быть может, тогда, когда Вы интуитивно почувствуете готовность подключиться к про-цессу его саморазвития. Надеемся, что наша книга поможет Вам
Введение
то из нас в детстве не играл в куличики? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом
происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с педагогической стороны.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную душу, раскрывая своего Внутреннего Ребенка.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Часто на наши вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие работники отвечают: «Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству песочной терапии, в основе которой лежит спонтанность проявления индивидуальности ребенка в песочных играх.
Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густа вом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение Жизни во Вселенной.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают , что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В иг-роном помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный пес ком, а другой-водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробку с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловен-фельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Формированием концепции песочной терапии (или «sand play») занимались, в основном, представители юнги-анской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Основные принципы игр па песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание , соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; И(исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геомет
рических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных си
туаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу.
Что нужно для игры в песок?
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер - 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» -
по бокам его могут быть ручки для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако не беда, если Ваш ящик будет из другого материала.
Дли занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прока-ливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным пли слишком мелким.
Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.
Таким образом, песок задает символическую линию горизонта.
3. Коллекции миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:
человеческие персонажи;
здания: дома, школы, церкви, замки;
животные: домашние, дикие, доисторические, морские
и пр.;
машины: сухопутные, водные, космические, боевые;
растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;
постройки: мосты, ограды, в
орота, порталы, загоны для
скота;
естественные
предметы: ракушки, неточки, камни, кос
ти, яйца и пр.;
символические предметы: источники для загадывания
желаний, ящики с сокровищами,
драгоценности и др.;
сказочные герои: злые и добрые;
живая зелень и пр.;
Домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;
Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).
Слоном, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет для Вас обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет Вам в этом (фигурками из «Киндер сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Теперь у Вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по (/гране Песочных Игр.
Первая глава нашей книги посвящена ОБУЧАЮЩИМ играм. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
Вторая глава поведет Вас в страну ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.
В третьей главе описаны ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что «делает» бессознательное, когда ребенок играет с песком ; откроете потенциальные возможности ребенка; уви- дите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в детский мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.
Итак, в путь!
" Большебратская Э.Э. - Петропавловск, 2010 г.
Пособие "Песочная терапия" Большебратская Э.Э. предназначено для психологов, учителей-логопедов, воспитателей, учителей русского языка, преподавателей ИЗО, специалистов дошкольных образовательных учреждений в качестве дополнительного методического материала.
Эта книга дает читателю представление о песочной терапии - увлекательной и для родителей и для специалистов, форме психотерапевтической работы. Материал данного пособия поможет педагогам в увлекательной форме организовать занятия по психологии, логопедии, развитию речи, ознакомлению с окружающей средой, экологии. Рекомендуется использовать элементы данных игр и тренингов, как на занятиях, так и во время прогулок, предложенный материал способствует развитию у детей познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие), интеллектуальных и эмоциональных способностей в процессе общения со взрослыми и со сверстниками.
Песочная терапия в практике
Цели занятий (соответственно предмету):
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность
2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений
3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению
4. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму
5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства
6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии
7. Снижение психофизического напряжения
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Занятие 13
Занятие 14
Занятие 15
Занятие 16
Занятие 17
Занятие 18
Занятие 19
Занятие 20
Список использованной литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия ». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии ». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
Книга представляет собой компактный и высокоинформативный обзор истории, теории и практики юнгианского подхода в песочной терапии как составной части терапии через искусство. Тогда как иные подходы в данном виде арт-терапии фокусируют внимание на значении используемых миниатюрных объектов, Л. Штейнхард обращается к анализу создаваемых песчаных форм, анализируя баланс природных, культурных и рукотворных элементов в творчестве клиентов. Детальное описание и анализ отдельных терапевтических случаев, наглядный иллюстративный материал, захватывающие перспективы нового подхода делают это пособие неоценимым руководством для психотерапевтов, консультантов, социальных работников и представителей других помогающих профессий, вызовут интерес каждого творчески ориентированного читателя.
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 8 БЛАГОДАРНОСТЬ 12
ПРЕДИСЛОВИЕ 14 ЧЕРЕПАХА 16
ЧАСТЬ I ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Песочная терапия и арт-терапия 20
Фундамент и форма 26
Создание основы и классификация форм 33
Факторы, влияющие на создание основы 36
Краткий обзор содержания книги 40
ЧАСТЬ II ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ АНАЛИЗУ ПЕСОЧНЫХ ФОРМ
Глава 2. История и описание песочной терапии 44
История М Некоторые аспекты песочной терапии, влияющие на создание песочных форм 48
Обсуждение 65
ЧАСТЬ III АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Глава 3. Арт-терапевтический подход к творческому использованию различных материалов 68
Глава 4. Арт-терапевтическая специальность 72
Глава 5. Формы художественного творчества, связанные с песочной терапией
Рельеф, коллаж, ассамбляж, «найденные объекты» (objettrouve) 80
Глава 6. Арт-терапевтический кабинет и материалы 84
Кабинет 84
Три группы материалов для художественного творчества 85
Критерии классификации материалов 88
Глава 7. Классификация материалов в арт-терапии 100
Неструктурированные пластические материалы, используемые в арт-терапии 101
Оформленные материалы, используемые в арт-терапии 103
Глава 8. Песочница в арт-терапевтической работе 106
Песочница: метод, материал и движения 106
Песочница, изобразительное искусство и грязь 108
Создание изображений и отпечатков 112
Глава 9. Материалы песочной терапии 118
Введение 118
Песок и вода 118
Предметы песочницы 122
Используемый в песочной терапии набор предметов 127
Глава 10. Классификация материалов, используемых в песочной терапии 131
Песок и вода 131
Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии 132
Глава 11. Цвет 135
Синие оттенки: кобальт и лазурь 138
Цвет в качестве составной части живых систем.... 139
Цветовая карта для песочной терапии и арт-терапии 141
ЧАСТЬ IV СОЗДАНИЕ ФОРМЫ В АРТ-ТЕРАПИИ И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Глава 12. Визуальная экспрессия 146
ЧАСТЬ V ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ
ВВЕДЕНИЕ 168
Глава 13. Поверхность песка. Создание горок и отпечатков, лепка и рисование на песке 169
Глава 14. Проникновение в толщу песка. Отверстия, тоннели, закапывание и раскапывание предметов 187
Глава 15. Использование воды. Капание мокрым песком и выливание воды в песочницу 201
Глава 16. Тактильная коммуникация с песком и ее отсутствие 211
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 217
ЧАСТЬ VI ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Глава 17. Ниспровержение коллективного 221
Глава 18. Ванда: привнесение воды в центр 256
Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита 277
Глава 20. Заключение 302
Многие родители часто задают себе и специалистам вопрос: “Когда начинать учить ребенка?”. Одни говорят - еще в утробе матери; другие -не учите вообще, школа научит; третьи, посоветуют отдать Вашего любимца в руки грамотных специалистов, как только он начнет ходить и говорить. Сделать выбор непросто.
Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Действительно, ребенок начинает познавать мир, находясь в утробе матери. Причем, учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: “Кожей чувствую”. Появившись на свет, он активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс самообучения. Может, все чаще Вам приходится слышать от специалистов фразу: “Главное, ребенку не мешать!”
“Как не мешать? Чем я могу ему помешать?” - задаете Вы себе вопрос. Оказывается, помешать можно, если подходить к ребенку со взрослыми мерками. Как же этого избежать?
Давайте понаблюдаем за нашими детьми. Они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размажут ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно все попробовать “на зуб”; но главное - их просто тянет к тому, что нельзя. Безусловно, все это доставляет взрослым множество хлопот. И мы вынуждены, как заботливые родители и педагоги, ставить перед ребенком череду запретов. Так, кирпичик за кирпичиком, растет и крепнет “Стена Плача”, отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого.
Как же сохранить связь между нашими мирами; предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе; направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.
С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол. Вас, гостей! При этом, они часто повторяют услышанные от Вас реплики: “Чтобы съел все до конца!”, “Я так старалась!”, “Здесь много витаминов!”, “Ложку за маму, ложку за папу” и др. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.
Теперь, наверное, Вам легче будет ответить на вопрос: когда и как начинать обучение ребенка. Быть может, тогда, когда Вы интуитивно почувствуете готовность подключиться к процессу его саморазвития. Надеемся, что наша книга поможет Вам в этом.
Песо́чная терапи́я - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
История
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира» Шарлотты Бюллер.
Формирование концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. В 50х годах швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».
ВИДЫ ИГР:
ОБУЧАЮЩИМ играм. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; увидите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в Детский Мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ!!!
Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры - есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому мы назвали игры, с которыми, сейчас будем знакомиться, ПРОЕКТИВНЫМИ.
Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Строя картину из песка, ребенок переносит на песочный "лист" ландшафт внутреннего мира и "диспозицию" в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, "Маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде "концентрата" попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт! Таким образом, осуществляется, если перефразировать известное явление, "круговорот переносов в природе". Сначала внутренняя реальность переносится вовне - на песочный "лист", потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.