Когда ребенку исполняется 4-5 годиков, многие родители начинают всерьез задумываться о дошкольной подготовке малыша. Ведь первый класс уже не за горами, а к этому времени кроха должен научиться читать, хорошо владеть карандашом и ручкой, освоить азы математики. Конечно, начинать подготовку лучше заблаговременно, это позволит малышу получить необходимые знания и не потерять интерес к учебе в дальнейшем.

Кстати, по поводу интереса: проводя развивающие занятия для детей 4-5 лет, не нужно забывать, что в этом возрасте карапузы продолжают изучать мир посредством все той же верной спутницы детства – игры. Также процесс обучения должен предполагать смену рода деятельности и выявление таланта.

Несколько подробней о том, как грамотно организовать развивающие занятия для детей 4-5 лет дома, как расставить приоритеты, раскрыть потенциал и пробудить интерес к учебе, мы поговорим в этом статье.

Развивающие занятия для дошкольников 4-5 лет

Да, ваш малыш заметно подрос и повзрослел, он во всем старается проявить самостоятельность и тем самым заслужить похвалу родителей. Но не стоит забывать, что он еще ребенок и нуждается в правильном распорядке дня и полноценном дневном отдыхе. Поэтому любые развивающие занятия, особенно с уклоном на развитие логики, тренировку внимания и памяти, лучше проводить в утренние часы. Также в первой половине дня лучше заняться изучением букв, чтением и точными науками, то есть математикой. Все занятия должны проводится в игровой форме, дружественной и непринужденной атмосфере. Поэтому взрослым необходимо заранее приготовить специальные дидактические материалы, составить план действий и запастись терпением.

Занятие на развитие речи можно провести во время прогулки. Например, не спешно прогуливаясь в магазин, можно разучить насколько простых стишков, или вместе придумывать слова на заданную букву.

Должное внимание в процессе обучения должно отводится творчеству. лепка, рисование, складывание композиций из мелких предметов развивают мелкую моторику, фантазию и воображения ребенка. Кроме того, такие занятия способствуют раскрытию таланта и стабилизации эмоционального состояния малыш.

По прежнему в приоритете у родителей должно оставаться физическое развитие ребенка: ни в коем случае нельзя игнорировать прогулки на свежем воздухе и активные игры. У многих деток в этом возрасте появляются свои увлечения. Будет замечательно, если малыш начнет посещать спортивные Так девочек могут заинтересовать занятия танцами, гимнастикой, а мальчикам придется по душе плавание, теннис. Начиная с 5-ти лет, юные защитники могут начать постигать азы техник восточных единоборств.

Примеры развивающих занятий и игр для детей 4-5 лет дома?

В наши дни возможности родителей практически не ограничены. В специализированных магазинах или в интернете можно найти дидактические материалы, различные игры, с помощью которых проводить детские развивающие занятия для деток от 4-х лет можно легко и непринужденно.

К 4-5 годам дети входят в новый период. Теперь они уже не малыши, а младшие дошкольники. Развитие мышления, внимания и памяти позволяет осуществлять более серьезное обучение, нежели раньше.

В этом возрасте у ребенка значительно возрастают интеллектуальные способности, он готовится к освоению цифр и букв. Развитие речи идет в активном темпе, формируется усидчивость, способность заниматься определенным делом длительное время. Скоро ваш ребенок станет школьником.

Что должен уметь ребенок в 4-5 лет

  1. Знать основные геометрические фигуры и цвета.
  2. Различать положение предмета в пространстве - слева, справа, вверху, внизу.
  3. Уметь разделять понятия «больше», «меньше» и «поровну».
  4. Видеть различия между двумя предметами или картинками.
  5. Самостоятельно собирать пирамидку.
  6. Подбирать противоположные слова (горячий-холодный, высокий-низкий).
  7. Объединять предметы в группы, выделяя основной признак, знать названия обобщающих групп (посуда, домашние или дикие животные, инструменты и т. д.)
  8. Знать названия времен года, уметь сказать свои имя-фамилию, возраст, имена родителей.
  9. Использовать в активном словаре до 1000 слов, строить предложения более, чем из 3-4 слов.
  10. Пересказывать яркие события дня, любимые сказки и стихи.

Как заниматься в детьми в таком возрасте?

  1. Несмотря на то, что ребенок уже значительно «подрос» как интеллектуально, так и эмоционально, по-прежнему основным ведущим видом деятельности для него остается игра. Так что занимательная форма занятий должна сохраняться до самого поступления в школу.
  2. При этом дети с удовольствием воспринимают обучение по различным пособиям и дидактическим материалам.
  3. Ребенок уже может заниматься порядка 20 минут одним и тем же делом, однако не стоит «форсировать события», даже если ваше чадо очень усидчиво. Виды деятельности должны меняться, чтобы избежать переутомления и сохранить внимание и интерес.
  4. И не забывайте хвалить и поддерживать ребенка! Даже незначительный успех нужно отмечать. Важно - сравнивайте достижения с не соседским сыном Колей, который «уже читает, пишет и считает», а с тем, что умел делать ваш ребенок раньше. Вот теперь он научился новому, он - молодец!

Примеры занятий с детьми 4-5 лет

По-прежнему не забывайте о стимулировании мелкой моторики:

  1. Если ваш ребенок любит раскрашивать картинки - прекрасно! Кроме того, их можно научиться заштриховывать линиями с наклоном в одну или другую сторону. А еще можно обводить контуры, нанесенные пунктиром.
  2. Вы уже научили сына или дочку завязывать шнурки? Самое время! И расстегивать и застегивать пуговицы.
  3. Делать украшения из бусин очень любят девочки. Яркие браслетики или бусы можно дарить подружкам или наряжаться самим. Но и мальчики не должны быть в стороне - пусть сделает украшение для мамы.
  4. Научите ребенка завязывать и развязывать узлы. Морской узел может развязать только настоящий морской волк!

Очень важным является развитие речи:

  1. Попросите ребенка разложить карточки в нужной последовательности и составить по ним рассказ. Помогайте наводящими вопросами - Кто нарисован на картинке? Что произошло с героями? Что было вначале, а что потом?
  2. Для четкости произношения звуков хорошо подходят скороговорки.
  3. Очень весело их рассказывать всей семьей - кто быстрее и понятнее?
  4. Больше читайте и просите пересказывать текст.
  5. Заучивайте наизусть детские стихи.
  6. Учите ребенка изменять слова при помощи суффиксов. Например, при помощи игры «Сделай большим или маленьким»: заяц - зайчик, дом - домик, заяц - зайчище, дом - домище.

Логические задачки становятся все более сложными. Предложите ребенку собрать из палочек или спичек геометрическую фигуру или любую другую по образцу. Покажите фигуру на несколько секунд, а потом перемешайте. Собирать нужно только по памяти.

Игра «Что изменилось?» тоже хорошо развивает память. Разложите на столе или нарисуйте на бумаге несколько игрушек или фигурок. Через несколько секунд попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза и уберите один из предметов или переставьте их местами. Нужно угадать, что произошло. Количество предметов постепенно увеличивайте.

Не забывайте и о творческих занятиях . Предлагайте ребенку различные варианты аппликаций, нестандартное рисование (пальцами, нитками, выдувание краски из трубочки, создание рисунков из клякс и много другое, что позволит ему развивать творческое мышление).

Отдельно хотелось бы отметить подготовку к школе . Многие родители подразумевают под развивающими занятиями исключительно изучение букв, цифр, обучение чтению. В 4-5 лет вполне возможно постепенно учить детей азбуке и счету, однако не стоит перегружать их информацией. Всему свое время и свой подход. Учиться «как в школе» пока рановато. Но играть как раз можно! Буквы и цифры можно лепить, раскрашивать, сложение и вычитание осваивать, угощая конфетами и пирожками любимые игрушки.

Не забывайте - именно во время игры ребенок познает мир. Но этой игрой должен руководить мудрый взрослый.

В возрасте 4-5 лет у ребенка формируется созидательное отношение к миру. Он начинает создавать своими руками различные поделки. Очень важно, чтобы взрослые в этот момент говорили малышу, что он многое умеет сам, хвалили его за проявленную фантазию. Это возбудит в маленьком человеке желание узнать больше об окружающем мире. Воспитатели и родители обязаны учитывать все особенности развития ребенка 4-5 лет. В этот период следует давать новые знания, но в той форме, которая будет увлекательной для чада.

Особенности развития ребенка 4-5 лет

Сейчас малыш способен размышлять, хотя опыт его невелик, поэтому в его объяснениях могут наблюдаться ошибки. Нельзя смеяться над промахами ребёнка, чтобы не уничтожить его интерес к познанию мира. Взрослый человек должен стать источником знаний для малыша, которые аккуратно подведут карапуза к самостоятельному принятию решения и обоснованию происходящего явления.

Особенности развития ребенка 4-5 лет проявляются в увеличении участия восприятия, воли, памяти и внимания.

Происходит активное познание многих свойств предметов. Ребенок накладывает их друг на друга и сравнивает, с интересом осознает такие новые для него категории, как цвет, форма, величина, время, пространство, вкус, запах, звук.

Малыш становится более внимательным, за счет чего формируется произвольное запоминание. Ему легко удаётся выучить небольшие стихотворения, считалки. В этом возрасте у малыша развивается воображение и речь, улучшается дикция. Этому нужно уделять как можно больше внимания и поддерживать в малыше стремление к самостоятельности, воспитывать чувство красоты. Взрослому человеку легко добиться желаемого результата, так как все реалии жизни можно объяснить ребёнку в процессе игры увлекательно и ненавязчиво. Дети живут в мире своих фантазий и сказок, обладают богатым воображением. Все вышеописанные особенности развития ребенка 4-5 лет нужно грамотно использовать, дабы избежать проблем.

Основы обучения

С чего лучше всего начинать развитие детей 4-5 лет? Занятия какого плана подойдут для малыша? Эти вопросы волнуют всех родителей, которые решили сами обучать своего сына или дочь. Учитывая все тонкости развития ребёнка среднего дошкольного возраста, следует содействовать, а не мешать проявлению его новых положительных качеств, которым предстоит сформироваться и закрепиться в характере малыша.

Итак, ребенок хочет быть самостоятельным, поэтому нужно предоставить ему такую возможность. Мечтает рисовать, создавать шедевры из пластилина и глины - не стоит ему мешать. Он хочет общаться со своими ровесниками. Пусть дружит, ссорится и учится мириться, извиняться и прощать. Это накопление жизненного опыта, познание окружающего мира.

Математика

Взрослым нужно научить ребенка более сложным вещам. Математика для детей 4-5 лет может стать увлекательнейшим познанием мира вещей, поможет открыть новые горизонты. Взрослые будут строить свои занятия, опираясь на основные навыки, которые уже были приобретены ребёнком ранее. Он легко распознаёт, где право и лево, низ и верх, знает круг, квадрат, треугольник, умеет писать и правильно расставлять цифры в порядке возрастания и убывания, сравнивать количество предметов. Зная, какими навыками владеет малыш, легко наметить ряд заданий, которые помогут закрепить полученные ранее сведения и добавить новые.

Математические игры

Дети очень любят раскраски. Можно предложить малышу не просто изучить цифры, а попросить его, не отрывая от бумаги карандаш, соединить по написанным цифрам все точки в один рисунок. Такая игра очень радует ребёнка, когда он увидит, что при помощи чисел ему удалось нарисовать попугайчика, крокодила или лисичку.

Если нужно закрепить порядок при счете, можно предложить малышу выполнить не менее увлекательное задание. На рисунке-раскраске нарисованы яблоки. Их нужно обвести, раскрасить и посчитать. Все задания должны предлагаться с постепенным их усложнением.

Таким образом, математика для детей 4-5 лет может стать любимым и увлекательным времяпрепровождением. Впоследствии этот интерес сыграет свою положительную роль при изучении предметов в школе.

Игры на и речи

Такие же игры для развития детей 4-5 лет можно применять, формируя правильную речь и развивая логическое мышление. Например, игра «Угадай, чья тень?» поможет ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире. На листах распложены очертания различных предметов, животных. Ребёнку предлагается сказать, кому принадлежит каждая тень.

Для развития речи хорошо научить малыша произносить чистоговорки и скороговорки. Ребенку будет приятнее это делать с каким-нибудь сказочным персонажем из кукольного театра. А если потом попросить скороговорку так же быстро сказать голосом медведя или зайца из сказки, то получится обоюдное увлекательное занятие. Такие упражнения и игры чрезвычайно важны для правильной речи. Чтобы ребёнка понимали не только родители, но и все окружающие, он должен иметь в своём словарном запасе тысячу слов.

Изучение языка

По мнению многих специалистов, дети в возрасте 4-5 лет легко могут освоить любой иностранный язык. Если есть такая возможность, обязательно надо устраивать подобные занятия в виде работы с карточками. На них должны быть изображены буквы, картинки и слова. Можно предложить разнообразные задания по этим карточкам. Ребёнок запомнит слова, произношение и изображение букв.

Гимнастика

Увлекаясь всеми видами разнообразной деятельности, не следует забывать, что 4-5 лет по-прежнему важна и полезна. И её ещё никто не отменял. Зарядка может быть с гимнастическими и общими физическими упражнениями. Это может быть разминка во время каждого занятия. Есть много вариантов пальчиковых гимнастик. Вот один из них.

Читается небольшое стихотворение:

«Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в альбомах

Будут дружно рисовать».

Одновременно с чтением можно размять пальчики рук, встряхнуть кистями, соединить их в «замок». Такие маленькие паузы помогут малышу расслабиться.

Заключение

Когда родители начнут внимательнее относиться к своему малышу, будут знать все особенности развития ребенка 4-5 лет, они добьются максимальных положительных результатов в его воспитании и развитии. Поэтому здесь самое главное - это внимание.

5 лет: увеличиваются рост и масса тела, вес достигает почти 20 килограмм. В этот период важно следить за посильностью нагрузок, которые даются детям во время трудовых поручений. Это объясняется тем, что позвоночник ребенка пяти-шести лет и скелетная мускулатура ещё только формируются. В этот возрастной период наблюдается развитие интеллектуальных способностей малыша, его нравственности и воли, эмоциональных сфер его личности. Поэтому особенно важно поддерживать его во всех благих начинаниях, а также корректно удерживать от негативных проявлений лжи и хвастовства.

В возрасте 5-6 лет особенно важно заложить правильное нравственное отношение к себе и окружающим, закрепить доброту, честность и порядочность. Как говорится: «Что посеешь, то и пожнешь!» Воспитывайте своих детей правильно - это залог вашей счастливой старости!

Светлана Чередниченко
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 4–5 лет

Цель : Коррекция мелкой моторики , формирование представлений о цвете, форме, размере. Задачи : Учить различать правую и левую руку, вертикальное, горизонтальное расположение предметов. Развитие логического мышления.

Продолжительность занятий : 25 минут

Наполняемость группы : не более 10-12 человек

Материалы : набор геометрических фигур, игрушечная машина, рисунок лабиринта

Возраст : 4-5 лет

Ход занятия I .Организационный момент Вступительное слово педагог-психолог :

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Педагог-психолог, - Какой сейчас занятие ?

Воспитанники : - Коррекционное занятие . II. Сообщение темы занятия Педагог-психолог : - Дети, сегодня на занятии мы отправимся в сказочную страну «Геометрических фигур» где живут различные геометрические фигурки, формы и цвета. Отправимся мы туда не одни, а помогать нам будет верный помощник. А кто будет! Вы, сейчас сами узнаете, отгадав мою загадку :

«Я веселый, озорной бываю простой и цветной!»

Карандаш

Педагог-психолог - Дети кто это!

Воспитанники : - Карандаш!

II. Физическая минутка

Цель : активизируют деятельность мозга, сердечнососудистой и дыхательной системы.

Как живёшь? – Вот так!

Как идёшь? – Вот так!

А бежишь? – Вот так!

Ночью спишь? – Вот так!

Как даешь? – Вот так!

А берёшь? - Вот так!

Как шалишь? – Вот так!

А грозишь? – Вот так!

III. Упражнение на массаж пальцев и ладоней

Цель : активизируют деятельность мозга, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Педагог-психолог : - А чтобы они у нас были подвижными, хорошо писали и рисовали, мы сейчас разомнем наши пальчики. Массаж.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.

Растирание пальцев с тыльной сторон

Мы с обратной стороны

Пальчик растереть должны,

Чтобы он повеселел,

Был здоров и не болел.

Растирание пальцев с внутренней стороны

Чтобы крепкой быть ладошке –

Помассируем немножко :

Десять раз понажимаем

И ладошки поменяем.

Массаж ладони с тыльной стороны

Вот веселые цыплятки

В огород пришли на грядку.

Они радостно идут,

Быстро зернышки клюют.

Массаж ладони с внутренней стороны (картинка)

Вот уже друзья – цыплятки

На другую влезли грядку.

Там клюют ребятки зерна

Также смело и проворно.

Похлопывание ладони кончиками пальцев с обеих сторон

VI. Дидактическая игра дом.

Цель : Формирование представлений о форме, размере. Вертикальное, горизонтальное расположение предметов.

Материалы : набор геометрических фигур.

Мы сейчас построим дом

Десятиэтажный,

Не кирпичный будет он,

Но и не бумажный.

Он высок, внизу гараж.

Из чего же домик наш?

Дети, давай вместе с Вами построим дом! Берите геометрических фигур - это наши строительные материалы и начнем строительство. Где треугольник и конус – это крыша.

V. Лабиринт с секретом

Цель : коррекция мелкой моторики , выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

Материалы : игрушечная машина, рисунок лабиринта

У лабиринта есть вход и выход, между, которым надо для начала найти кратчайший путь, начертив его простым карандашом. Пройдя лабиринт, вы получите красочную картинку. Закрасив весь маршрут разными цветами, вы получите красочную картинку. Квадратики, не попавшие на линию, красить не нужно.

VI. Итог занятия

Педагог-психолог : - С какими геометрическими фигурами мы познакомились на занятии ?

Воспитанники : – Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.

Педагог-психолог : - Кто был сегодня на занятии нашем помощником ?

Воспитанники : – Карандаш!

Педагог-психолог : - Для чего мы проводим упражнения с пальчиками?

Воспитанники : - Чтобы пальчики лучше писали, рисовали и т. д.

Педагог-психолог : - Молодцы! Сегодня вы все хорошо занимались.

При составлении занятий использовалась литература :

1. Битянова М. Р. «Адаптация ребенка в школе» коррекционно -развивающее обучение М., «Пед. Поиск» , 2008г.

2. ЛаврентьеваГ. П. «Практическая психология для воспитателей» сборник тестов, Киев, 2002г.

3. Васильева Н. Н. и Новоторцева Н. В. «Развивающие игры для школьников» , Ярославль, 2006г.

4. Василиева С. В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста», С. -П. «Речь» , 2005

5. Волков Б. С. «Задачи и упражнения по детской психологии» , М. «Просвещение» ,

6. Сборник психологических игр и упражнений «Грани успеха» , /сост.: В. Н. Нохрина, Н. А. Уварова, Н. А. Штырц; - - Ект. ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» 2006.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию психических процессов для детей 5–6 лет Цель: развитие и коррекция психических процессов детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: - продолжать развивать умение.

Цель: формирование правильной, чистой речи Задачи: активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; повысить.

Задачи занятия:1. Развитие мелкой моторики. 2. Развитие речи: учить понимать обращенную речь, мотивация речи. 3. Учить показывать части.

Задачи: 1. Закрепить имеющиеся знания о временах года, в частности осени. 2. Уточнить и закрепить знания об овощах. 3. Развитие и коррекция.

Родители часто думают, как готовить сына или дочку к школе. Какие навыки должны быть у ребятишек, которым через год предстоит впервые сесть за парту?

Какие они?

Каждый год жизни для детей - определенная ступень. Это взрослые не меняются так стремительно, как они. Детство ведь — пора самого высокоинтенсивного развития человека. Ни в какие другие годы не приобретает он столь много, как будучи дошкольником.

За свои первые 5—6 лет ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается во вполне сложившегося человека. У него свои интересы и черты характера, индивидуальные взгляды на жизнь. Просто поражает эта быстрота успехов и проявление все новых способностей.

Вот исполнилось 5 лет ребенку. Он интенсивно растет - прямо на глазах. Необходима энергия такому мальчику или девочке. Поэтому качество питания - это важно.

Меняется и поведение ребенка. У него складывается оценочное отношение к себе и другим людям. Он довольно часто интересуется тем, что хорошо и плохо, очень хочет жить по правилам. Тех, кто это нарушает, он осуждает. Родители для него - идеал, предмет для подражания в каждой мелочи. Так что старайтесь, чтобы позитивным был ваш пример.

«Я все понял»

Что касается психологической составляющей, то в 5 лет ребенку много уже понятно. Он внимает вашим объяснениям и на все просьбы взрослых адекватно реагирует. Он может сам себя занять, если родители пока не в состоянии с ним быть.

Психологи говорят: личность на 90 % сформировывается от 5 до 7 лет. И за эти два в общем-то коротких года мамы и папы могут в свое чадо «вложить» те самые качества, которые они считают необходимыми, воспитать именно те привычки, без которых, по их мнению, не обойтись.

Все это нетрудно. Детишки в эти годы легко копируют тех, кого и любят, и уважают, и ценят. Их поведение - самое что ни на есть хорошее, верное, единственно возможное. Так что контролируйте свои поступки и слова. Ведь если вы будете говорить одно, а поступать совсем по-другому, то ничего хорошего от своего дитяти не ждите!

Пишут и читают

Общаться с пятилетними мальчиками и девочками - одно удовольствие. В 5 лет ребенку все интересно. Он необычайно открыт ко всем новым сведениям, знаниям, а также и к разнообразным умениям. Он хочет заниматься всем сразу, все перепробовать: и танцевать, и рисовать, и в теннис играть. Любопытно, что ему на самом деле легко даются как умственные навыки, так и физические.

Никого также не удивляет, что еще до первого класса многие детишки уже знают буквы, могут их писать, читают некоторые тоже довольно бегло. Простейшие арифметические действия малыши обычно тоже освоили, могут прибавить, вычесть. Словом, сейчас - наиблагоприятнейшее время, чтобы «впихнуть» в свое чадо побольше ценного и полезного. Минует совсем немного времени - и этот дивный, радующий маму и папу азартный интерес к окружающему миру потихоньку будет угасать. Так что не упустите столь хорошую пору.

За партой

Исследования психологов приводят такие интересные данные. Из всех шестилеток, которые идут в школу, только 30 % научились слышать, что говорит учитель, запоминать, выполнять то, что он велит сделать, и потом анализировать свои действия.

А 70 % этого не умеют, 25 % требуют, чтобы им повторили задание дважды и даже трижды. 30 % детей слышат, понимают, запоминают, но не умеют действовать самостоятельно. Сидит такой мальчик и водит ручкой по столу. Не работает, так сказать. Учительница должна подойти к нему и сказать: «Давай, пиши цифры». Иначе он до конца урока ничего не сделает и, значит, не выучит.

Отсюда проистекают все трудности первоклашки. И нежелание уже через неделю ходить на уроки. Однако, когда ребенок правильно прожил пять лет, все эти навыки у него сформированы.

Пусть играют побольше

Ребенок - это не взрослый. Он осваивает мир через игру. Все правила жизни, ее законы и нормы - только в игровой форме, а не через лекции или нотации. Учить поэтому его той же азбуке, чтению, арифметике надо только таким путем.

В это время детишки начинают задавать довольно сложные вопросы, что некоторых взрослых нервирует. И напрасно. Отмахиваться от сына или дочки нельзя! Например, как вы ответите на такое: «Почему листики - зеленые, а небо - нет, оно голубое?» Мамы и папы, как бы сильно ни были заняты по вечерам, на все это должны отвечать правдиво и понятно. И здесь развивающие игры для детей 4 - 5 лет - очень хорошие помощники, просто незаменимые. Конкурентов им пока нет.

Тесты и паззлы

Правда, ребятишкам придется очень хорошо подумать. Ведь задания не так просты. Зато будет прекрасная тренировка - для развития памяти, также воображения с вниманием, еще счета, иных нужных дошкольнику свойств.

Например, есть немало кроссвордов, рассчитанных на этот возраст. Можно еще складывать предложения из разных слов, перемешанных. А как увлекают ребятишек тесты! Те самые, где надо выбрать лишь верные ответы.

Любят детки и искать на рисунках всякие различия. Тут развиваются внимательность, усидчивость, упорство.

Есть немало и других видов времяпровождения из серии «развивающие игры для детей 4 - 5 лет». То же собирание паззлов не просто занятие, чтобы ребятенок затих дома и никому не мешал. Нет, это прекрасный способ формирования его творческих способностей.

Все знакомые литеры

Не будет ничего плохого в том, если взрослые расскажут малышу, какие есть буквы. Для детей 5 лет это будет интересно. Но как выучить их с ребенком?

Обычно девочки и мальчики сами начинают спрашивать: «А что это за значки?» - когда кто-то из домашних читает им книжку. Есть и специальная азбука для детей 5 лет. Этот красочно изданный алфавит - прекрасная книга. Она еще незнакома малышам. Так что самое время ее купить прямо сейчас и начать заниматься.

Главное при этом не требовать, чтобы малыш твердо все усвоил. Важнее поддерживать интерес к обучению. Достаточно такие занятия для детей 4 - 5 лет проводить по 10 - 15 минут в день. Хорошо учить буквы при помощи коротких слов. Но форма игры строго обязательна!

Угадайка

Как никогда пригодится сейчас фольклор - загадки для детей 5 лет. Они очень образные, лаконичные, легко запоминаются. Это своего рода для ума гимнастика. А как прекрасно развивается при этом и креативное мышление, те же смекалка да сообразительность. И что немаловажно для нашего времени, так это дар решать простые задачи очень нестандартно. Если вы хотите развивать ребенка умственно, не пренебрегайте «угадайками». Тем более детишки их очень любят. А составленные в поэтической форме, они гораздо любопытнее.

А вот в стихах заставляют ребят обращать свое внимание на мелочи, которые прежде оставались незаметными, расширяют кругозор.

И какая же радость охватывает малыша и гордость за себя, когда он находит верный ответ! Причем дети могут играть так и без взрослых, сами, что дает им умение общаться друг с другом, жить в коллективе и считаться с другими. Все это пригодится не только в школе - вообще в жизни. Контактные люди, как замечено, легче продвигаются по службе, да и досуг их более содержательный.

Еще совет. Отгадывайте загадки вместе с детьми. Или попробуйте придумывать их сами. Даже на вашем бытовом, жизненном материале. Это очень весело! Не говоря уже о пользе для всей семьи, для доброй атмосферы в ней.

Новая затея

Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.