«Добро пожаловать в Средиземье!».

Урок литературы по сказочной повести Дж. Р.Р. Толкиена

«Хоббит, или Туда и Обратно»

(5 класс)

Анохина С.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 17 Рефтинский

Цели урока :

воспитательные - вызвать интерес к личности Дж. Р.Р. Толкиена, определить уровень восприятия учениками прочитанного произведения, ввести их в особый эмоциональный мир, создать «эффект присутствия», воспитывать чувство прекрасного;

развивающие – развитие воображения и памяти, формирование навыков межличностного общения;

образовательные совершенствование навыков чтения; знакомство учащихся с отдельными фактами биографии писателя, стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы по теме.

Тип урока : урок по литературы с использованием межпредметных связей (английского языка и музыки).

Виды учебной деятельности: выступление учащихся, выразительное чтение отрывков, самостоятельная работа.

Оборудование: карта волшебной страны, аудиозаписи, выставка книг Толкиена, русские и английские названия сказочных существ на доске, рисунки, компьютерные презентации.

* занятие включает в себя 2 урока

Эпиграф к уроку:

«…По сути своей я – хоббит (во всем, кроме размеров). Я люблю сады, деревья, не изуродованный машинами сельский пейзаж, курю трубку, обожаю простую сытную еду... Я без ума от грибов, юмор у меня не замысловатый, я рано укладываюсь спать и поздно встаю. И мало путешествую…»

Дж.Р.Р.Толкиен

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. (1 слайд презентации)

Учитель: Толкиен - популярнейший английский писатель. Его книги читают во всем мире, а после выхода кинотрилогии «Властелин колец» интерес к творчеству писателя повысился. Начало многочисленным приключениям его героев стала маленькая сказочная повесть «Хоббит, или Туда и Обратно». Вы недавно прочитали эту сказку и давайте разберем историю её создания и откроем секрет её популярности.

Работа с биографией писателя

Индивидуальное сообщение ученика. Примерный текст.

Толкиен родился в Африке. Имя, данное ему при рождении, звучало роскошно: Джон Роналд Руэл. В детской памяти от Южной Африки осталось мало: укусил тарантул, змеи живут в сарае и туда маленьким ходить нельзя, по забору скачут обезьянки, по ночам воют шакалы и рычат львы. Пожалуй, больше и ничего. Из Оранжевой республики переехали в Англию. Отец умер внезапно, когда будущему писателю было 4 года. Когда ему минуло 12 лет, он потерял и мать. В 18 лет Толкиен стал стипендиатом Оксфордского университета (стипендии тогда, в отличие от наших нынешних вузов, давали только тем студентам, что сдали вступительные экзамены не просто на “пятёрку”, а блестяще). В 21 год женился, а через два месяца после свадьбы ушёл добровольцем на фронт. Шла Первая мировая война. Толкиен провёл на передовой 4 месяца в разгар самой кровопролитной битвы: шёл или полз под огнём по грязи и по мёртвым телам бок о бок с другими, и солдаты считали его своим. Потом - сыпной тиф. На этом невзгоды в жизни Толкина закончились. Оставшиеся полвека протекали спокойно. Он стал уважаемым профессором, знатоком многих языков, блестящим специалистом по средним векам. В семейной жизни Толкин был домоседом, любящим мужем и отцом. А вот в литературе Толкиен заслужил титул одного из самых читаемых авторов второй половины двадцатого века.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

Рассказать учащимся о своей любимой книге и влюбить их в процесс чтения, как в интереснейший процесс интеллектуальной работы;

Развивать фантазию учащихся на основе выбранного учителем текста;

Обучать работе с текстом, отбору текстового материала и его анализу;

Проникнуться красотой слова Толкина;

Подготовительный этап.

1. Просмотр кинофильма.

2. Презентация к уроку.

3. Индивидуальные творческие задания.

Кто же второпях любуется чудесами.
Джон Р.Р. Толкин (слайд 2)

Ход урока

1. В волшебной стране Джона Толкина. (Cлайд 3)

Заходите поскорее! Ну а мы споем вам
О росе, ручьях и речках, о дождях веселых,
О степях, где сушь да вереск, о горах и долах,
О высоком летнем небе и лесных озерах,
О капели с вешних веток, зимах и морозах,
О закатах и рассветах, о луне и звездах-
Песню обо всем на свете пропоем мы вместе!

Толкин был профессиональным лингвистом, знал несколько иностранных языков. Он очень тонко чувствовал слово, его звучание. Трилогия “Властелин колец” сразу покорила меня неповторимо – сказочным сюжетом, изумительными героями, собравшимися на борьбу с Мглой, красотой слова, его отточенностью, музыкальностью, меткостью, образностью и яркостью эпитетов и сравнений.

Дождь: стеклянно-серебряный; жемчужно-серябряный; серебряный занавес дождя.

“Мерцающая занавесь струилась шелковистым, жемчужно-серебряным пологом, капелью лунного света”.

Вода: стеклянистая; переплеск падающей воды; среброструйная река.

Трава и цветы: шелковистая трава; медвяный запах цветов и трав; трава, осеребренная росинками; удивленные цветы.

Звезды: Вызвездило. Небо расцвело звездами. Звездный свет; сиянье звезд; переливчатые звезды.

Хрустальное утро.

Дни и ночи: “Спокойно-светлые, словно капли росы, искрились ясные дни”. “Стоял сентябрь: золотились дни, серебрились ночи”.

Свет: “Древень поставил на стол две каменные чаши, должно быть с водой,… и одна засветилась золотым, другая… темно-зеленым светом. Покой озарился, по стенам забегали зелено-золотые блики……стали светиться деревья,…и…всякий лист оделся ореолом-зеленым, золотым, медно-красным, а стволы казались колоннами, изваянными из прозрачного камня”.

Герои Толкина зачарованные…Фродо зачарован магическим блеском и волшебным магнетизмом золотого кольца, Арагорн-красотой Арвен и своего будущего города Гондор, Леголас-эльфийским царством Кветлориэн, Гимли-каменным цветником пещер, Сэм-красотой Галадриэли, Пин и Мерри-родной Хоббитанией, “где лето пышное, осень плодовитая…Ветки ломились от яблок, соты истекали медом, и пшеница вздымала тугие колосья”. Древень любуется и восхищается своими ненаглядными рябинами:

Рябины мои нарядные, горделивые дерева!
Рябины мои ненаглядные, о, как мне дозваться вас?
Серебряным покрывалом вас окутывал весенний цвет,
В ярко – зеленых уборах встречали вы летний рассвет.
Я слышал ваши приветные, ласковые голоса.
Венчалась червонными гроздьями рябиновая краса.

И все они зачарованы красотой лесов, полей, цветов, названиями быстоструйных рек: Золотинка, Серебрянка, Быстрогривка, Ворожея, Снеговая, озеро Зеркальное.

А я зачарована музыкой слова Толкина, прозой, в которую великолепно вплетен поэтический текст: стихи, баллады, песни и сказания.

(слайд 4) Наш путь за чудесами освещает эльфийская звездинка-фиал Галадриэли. Волшебное Зеркало Галадриэли – “серебряная чаша на низком постаменте из белого мрамора” - собрало возле себя героев трилогии Джона Толкина “Властелин колец”.

Я не знаю, что именно покажет вам Зеркало – прошлое, определившее вашу нынешнюю жизнь, или какие – нибудь сегодняшние события, способные повлиять на вашу судьбу, или то, что, возможно, случится в будущем…

Смотрите…

2. В поисках чуда. Волшебное Зеркало Галадриэли.

(Слайд 5) Тайна кольца. Гэндальф.

Три Кольца - для царственных эльфов в небесных шатрах,
Семь – для властительных гномов, гранильщиков в каменном лоне,
Девять – для Девятерых, облеченных в могильный прах.
Одно наденет Владыка на черном троне

Одно Кольцо покорит их, одно соберет их,
Одно их притянет и в черную цепь скует их
В стране по имени Мордор, где распростерся мрак.

Выбирать судьбу нам не дано; однако на этот раз нам дано время, и главное – не упустить его... Враг очень силен, но, чтобы сломить всякий отпор… и затопить Средиземье Тьмою, ему недостает одного – Кольца Всевластия. Три прекраснейших Кольца эльфы от него укрыли…Семь Колец было у гномов; три он добыл, остальные истребили драконы. Девять он роздал людям, величавым и гордым, чтобы поработить их. Давным – давно превратились они в кольценосцев – призраков, в Прислужников Мрака… ...Есть только один способ: …сбросить Кольцо в… пылающие недра,… чтобы оно расплавилось и стало навсегда недоступно Врагу.

(Слайд 6) Кого увидел Гэндальф в Зеркале Галадриэли? Фродо.

Только пусть это не я, пусть кто-нибудь другой, разве такие подвиги мне по силам?

Нет ни силы в тебе, нет ни мудрости. Однако же избран ты, а значит, придется тебе стать сильным, мудрым и доблестным.

Проклятие Исилдура. Фродо.
Сломал свой верный меч Элендил,
В бою себя не щадя,
И Исилдур в том бою добыл
Проклятие для себя.

Но в Имладрисе скуют опять
Сломанный Меч вождя,
И невысоклик отважится взять
Проклятие на себя.

(Слайд 7) Кого в Зеркале Галадриэли увидел Фродо? Фродо увидел Бродяжника.

Возвращение короля. Арагорн.
Древнее золото редко блестит,
Древний клинок - ярый.
Выйдет на битву король-следопыт:
Зрелый - не значит старый.

Позарастают беды быльем,
Вспыхнет клинок снова,
И короля назовут королем -
В честь короля иного.

На… земле (Лориэна) нет места Злу: оно умирает даже в помыслах лиходеев, если они приносят его с собой…

(Слайд 8) Кого в Зеркале Галадриэли увидел Арагорн? Арагорн увидел Деву Раздола – Арвен.

Арвен: На сумеречном Севере блесни, Эльфийский Берилл!
Друзей призови к оружию и родичей собери.
Они увидят, услышат – и откликнутся все, кто жив, -
И Серая выйдет Дружина на южные рубежи.
Тебе же сужден одинокий и непомерный труд:
Прямую дорогу к Морю мертвые стерегут.

На счету каждый час. Либо наши надежды сбудутся, либо всем надеждам конец.

…Прощай же до лучших времен, Эльфийский Берилл!

(Слайд 9) Эльфийский принц Леголас.

Зарница всенощной зари
За дальними морями.
Надеждой вечною гори
Над нашими горами!
О Элберет! Гилтониэль!
Надежды свет далекий!
От наших сумрачных земель
Поклон тебе глубокий!

Ты злую мглу превозмогла
На черном небосклоне
И звезды ясные зажгла
В своей ночной короне.
Гилтониэль! О Элберет!
Сиянье в синем храме!
Мы помним твой предвечный свет
За дальними морями!

Что увидел в Зеркале Галадриэли Леголас?

- …Серебряные деревья Кветлориэна…не теряют осенью густой листвы: она становится ярко – золотой и держится на ветках до прихода весны. Весною прошлогодняя листва опадает, устилая лесные поляны золотом, а на ветках, одновременно с новыми листьями, распускаются золотисто-желтые цветы, наполняющие воздух медовым благоуханием…

“Ветер срывает золотистые листья с бесчисленных, словно годы, золотистых ветвей. Долгие, долгие годы прошли, как медовая свежесть над лугами Заморья, и звезды трепетали в голубых небесах над светлым перевалом”.

(Слайды 10, 11) Владычица Лориэна – Галадриэль. Сэм.

Ну и красивая же она…! Не налюбуешься! То…она как стройное дерево в цвету, а то вроде беленького амариллиса…Кремень…и мягче лунного света. Теплее солнышка, а холодна – что мороз в звездную ночь! Гордая, величавая – чисто гора в снегу, а веселенькая, как девчонка в ромашковом венке.

(Слайд 12) А ты, Гимли, что увидел в Зеркале Галадриэли?

Каменный цветник.

Диво дивное… Это огромные чертоги, в которых звучит и звучит медленная музыка переливчатых струй и вечной капели над озерами… …гладкие стены сеют сверканье таинственным светом, мраморные кружева и завитки вроде раковин, прозрачные, словно пясти Владычицы Галадриэли. … повсюду вздымаются, вырастают из многоцветного пола причудливые, как сны, витые изваяния колонн – белоснежные, желто-коричневые, жемчужно-розовые, а над ними блещут сталактиты – крылья, гирлянды, занавеси, окаменевшие облака; башни и шпили, флюгеры и знамена висячих дворцов, отраженных в недвижно – стылых озерах…Пещеры! Хоромы…

(Слайд 13) Родной дом. Хоббитания. Пин и Мерри.

Вот и кончилась наша сказка!
Хоббитания…
Там солнце льет свои лучи
На вешние сады,
Цветут луга, журчат ручьи,
В садах поют дрозды.

А может, льется звездный свет
И я бы увидал,
Как тихо светится в листве
Жемчужная звезда.

“На Общинном лугу не выросло, а вырвалось из–под земли юное деревце дивной прелести, с серебряной корою и продолговатыми листьями; к апрелю его усыпали золотистые цветы.

…это был мэллорн…

Был 1420 год сказочно погожий: ласково светило солнце, мягко, вовремя и щедро струились дожди, а к тому же и воздух был медвяный, и на всем лежал тихий отсвет…красоты. …Все дети, рожденные… в тот год,… были крепыши и красавцы на подбор… Все родилось обильно… …Никто не хворал, все были веселы и довольны…”

Что увидели в Зеркале Галадриэли Пин и Мерри? Корабль, уплывающий в иной мир.

(Слайд 14) Серебристая Гавань.

Корабль, серокрылый корабль!
Слышишь ли дальние зовы,
Уплывших прежде меня
призывные голоса?

Прощайте, прощайте, густые мои леса,
Иссякли дни на земле, и века начинаются снова…

“Фродо… взошел на борт. Подняли паруса, дунул ветер; корабль медленно двинулся по длинному заливу. Ясный свет фиала Галадриэли, который Фродо держал в поднятой руке, стал слабым мерцанием и потерялся во мгле. Корабль вышел в открытое море…”.

Быть может, вовсе не во сне
Возникнет дверь в глухой стене
И растворится предо мной, .

Приоткрывая мир иной.
И лунный луч когда-нибудь,
Как тайный знак, укажет путь

3. Вопросы к классу.

Кого из героев вы бы хотели увидеть в Зеркале Галадриэли?

(Слайд 15) Класс единодушно выбрал Горлума.

Три Кольца – премудрым эльфам – для добра их гордого,
Семь Колец – пещерным гномам – для труда их горного
Девять – людям Средиземья – для служенья мудрого
И бесстрашия в сраженьях смертоносно твердого.
А Одно – всесильное – Властелину Мордора,
Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли
И объединить навек в их земной юдоли
Под владычеством всесильным Властелина Мордора.

Кольцо, которое должно было принадлежать Властелину Мордора и умножать зло, Горлум нежно и любовно назвал: “Прелесть!” В одном этом слове история любви хоббита, который пошел на все: на убийство, унижения, страдания, пытки, голод, предательство, превращение из хоббита в жуткого уродца. Он прошел трудный путь из Мордора и в Мордор и погиб, чтобы быть вместе со своей любовью, отважно бросившись за своей Прелестью в клокочущее пламя.

Прав Гэндальф, предсказав, что “предатель…невольно совершит благое дело”. За перенесенные страдания он заслуживает снисхождения и жалости, ведь не каждый может так любить.

Что бы вы, ребята, хотели увидеть в Зеркале Галадриэли? (Эта работа – домашнее задание)

(Слайд 16) Я очень рада, что мир фэнтези, созданный Толкиным, полюбился вам, стал вам близок и дорог, а моя любимая книга стала и вашей любимой книгой.

Я благодарю вас за участие в этом уроке.

Список литературы

  1. Толкин. Дж. Властелин колец [Текст] / Толкин Дж. – Издание любое.

История созданияИзначально Толкин не собирался
писать продолжение к
«Хоббиту»(которым фактически
является роман»Властелин
колец»).Однако 15 ноября 1937 года во
время обеда с владельцем
издательства, опубликовавшего
«Хоббита», Стенли Анвином,он
получил предложение представить для
рассмотрения другие произведения.
Рецензент издательства отклонил
направленный «Сильмариллион» , хотя
отозвался о нем
положительно.Ободренный этим
Толкин начал писать продолжение
«Хоббита» и уже 16 декабря 1937 года
в письме к издателю сообщил о первой
главе новой книги.

Цель

Целью Толкина было создать английский
эпос. НаТолкина произвела тяжелое
впечатление Первая мировая война,а также
индустриализация Англии, по его
мнению,разрушившая ту Англию, которую он
знал и любил. Поэтому «Властилину колец»
присущ пассеизм(тоска по прошлому).
Толкин был оксфордским
филологом,хорошо знакомым со
средневековыми мифами Северной Европы,
такими как «Сага о Хервараре», «Сага о
Вельсунгах»,»Беовульф»,а так же с другими
староскандинавскими,староанглийскими и
средневековыми английскими текстами.
«Властилин колец» был вдохнавлен и
другими литературными источниками
например, легендами Артуровского цикла и
финским эпосом «Калевала».

Английский эпос

Создание английского эпоса часто
обсуждалось на встречах Толкина с
Инклингами (литературная
дискуссионная группа в Оксфордском
университете, на еженедельных
встречах этой группы обсуждались
исландские мифы и их собственные
неопубликованные сочинения).Толкин
согласился с одним из членов этой
группы, Клайвом Льюисом, что в
отсутствие английского эпоса
необходимо его создать самим.

Тема книги

Параллельно с этими дискуссиями,в декабре 1937 года.Толкин начал
«нового хоббита»После нескольких неудачных попыток,история начала
набирать обороты,из простого продолжения «Хоббита» превратившись
скорее в продолжение не опубликованного
«Сильмариллиона».Замысел первой главы возник сразу в готовом
виде,хотя причины исчезновения Бильбо,идея о важности Кольца
.Всесластья и название романа прояснились только к весне 1938
года.Сначала Толкин хотел написать ещё один рассказ, в котором
Бильбо,истратив все свои сокровища,пустился в новые
приключения,но,вспомнив кольцо и его силу,решил вместо этого
написать о нем. В начале главным героем был Бильбо,но,потом автор
решил,что история слишком серьезная для такого комичного и
веселого персонажа. Толкин рассматривал возможность отправить в
путешествие сына Бильбо,но возникали вопросы: Где была его жена?
Как Бильбо отпустил сына в столь опасное путешествие? В итоге
Толкин решил продолжить традицию древнегреческих легенд,в
которых: артефакт,обладающий магической силой, получает
племянник главного героя. Так возник Хоббит Фродо Бэггинс.

Процесс создания

Толкин писал медленно.Его
литературная работа часто
прерывалась академическими
обязанностями,в частности Толкин
должен был экзаменовать
студентов(даже первая фраза
«Хоббита» была написана на чистой
странице экзаменациоонной работы
одного из студентов). В течении 1943
года Толкин не работал над текстом,но
продолжил работу в апреле 1944.Главы
из романа Толкин посылал своему сыну
Кристоферу,служившему в Африке,в
Английских ВВС и Клайву Льюису.В
1948 году история была завершена, но
до 1949 года продолжалось
редактирование ранних частей
«Властелина колец».

Трудности

Из –за нехватки бумаги в
послевоенное время
,издатели попросили
разбить роман на 6
книг,не имеющих
названий.Потом для
удобства они были
попарно объединены
издателем в три
части,которые были
названы «Братсво
кольца»,»Две крепости»,
«Возвращение
короля».Три части были
изданы в Англии 29 июля
1954 года,11 ноября 1954
года и 20 октября 1955
года, и несколько позже в
США.

Трилогия

С тех пор «Властилин колец» стали называть
трилогией. ТолКин и сам использовал этот термин,
хотя в других случаях говорил, что это не правильно.
Роман издавался различными издателями в одном,
двух, трех, шести и семи томах.

Сказочный мир Средиземья

Люди
Эльфы
Гномы
Хоббиты
Маги
Орки
Онты
Назгулы

Образ Кольца

Образ кольца

КОЛЬЦО - один из универсальных образов в
поэтике Толкиена, несущий огромную
смысловую нагрузку.
КОЛЬЦО - традиционный волшебный
предмет, который наделяет обладателя
магическими способностями: 1.делает
обладателя невидимым, 2.сохраняет
молодость, 3.дает исцеление, 4.становится
проводником в сказочный мир.

Кольца

Семь – для властителей гномов, гранильщиков в
каменном лоне,
Девять – для девятерых, облеченных в могильный
прах,
Одно наденет владыка на черном троне, В стране по
имени Мордор, где распростерся мрак,
Одно кольцо покорит их,
одно соберет их,
Одно их притянет и в черную цепь скует их, В стране
по имени Мордор, где распростерся мрак.
У Толкиена существует 20 колец.

Кольцо всевластья

КОЛЬЦО
ВСЕВЛАСТЬЯ - самое
загадочное и универсальное,
объединяющее все остальные кольца.
Это символ ЗЛА и одновременно
реальное воплощение ВЛАСТИ. У
Толкиена понятия ВЛАСТЬ и ЗЛО
неразделимы. Именно с помощью этого
сказочно- мифологического образа
Толкиен воплощает идею романа.

Образ Эльфов

Эльфы – мудрые
существа, способные
предвидеть будущее,
перевоплощаться,
понимать язык животных.
Поэтому их три кольца не
попали в руки Саурона. По
замыслу создателя, кольца
эльфов заключают в себе
силу трех стихий - огня,
воздуха и воды.

Образ Назгулов

Назгулы – символ жажды власти, тьмы, честолюбия. Цари и
полководцы чаще всего становятся рабами кольца. После
получения кольца их души чернеют. Они становятся
прислужниками Саурона, тем самым думая, что им
перепадет какая-нибудь власть. Толкиен дает назгулам
многочисленные имена и названия: черные всадники,
крылатые вестники, копьеносцы, улайры (от эльф. – «несвет,
тьма»).

Образ Орков

Орки – образ
порабощения, муки.
Орки выполняют все
приказания Саурона.
Они мучаются,
работая в шахтах и
на вырубке
деревьев.

Образ Онтов

Онты - символ свободы. Это
живые деревья, которые
следят за лесами. Они
медлительны в речи и
разговорах. Над ними никто
не имеет власти. В этом
заключается их свобода.
Женские особи Энтов были
уничтожены Орками.

Образ Мага

Гендальф –
могущественный
маг и волшебник,
символ
справедливости и
богодарителя. В
основных своих
чертах (седая
борода,
широкополая
шляпа, плащ)
соответствует
обличью
скандинавского
бога Одина.

Хоббиты

У Джанни Родари есть
термин "Бином фантазии",
раскрывающий сущность
процесса создания
сказочного образа:
РЕАЛЬНОЕ + РЕАЛЬНОЕ =
ЧУДЕСНОЕ У Толкиена таких
образов множество, один из
них - хоббит (от homo человек, лат. и rabbit - кролик,
англ.). Сталкивая эти два
понятия, Толкиен добивается
эффекта "чудесного".

Образ Хоббитов

Образ Хоббитов Людихоббиты наследуют черты
респектабельного
англичанина
викторианской эпохи:
предпочитают
размеренное, спокойное
существование в уютной
Хоббитании, ценят
семейственность

Тема: «Сказочное повествование Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» (Учебник: Литература 8 класс. Ланин Б. А.)

Цель: Охарактеризовать персонажей «Хоббита, или Туда и обратно» , определить идею и проблему, поставленную автором в произведении

Слово учителя. Сегодня наш урок посвящен сказочной повести, написанной Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном, английским профессором литературы, специалистом по средневековому фольклору и мифологии.

Придуманная им волшебная страна, названная Средиземьем, населена волшебным существами: гномами, эльфами, гоблинами, орками, троллями, волшебниками, сказочными существами. В своей сказке Толкиен показал нам модель мира, «человечества» со своей историей, с народами говорящими на разных языках, со своими законами и моральными ценностями.

Какие народы населяют Средиземье, и как их описывает автор?

Гномы – маленькие существа, наделенные сверхъестественной силой, живущие в недрах земли и хранящие там свои сокровища. Они искусные ремесленники, умеют ковать волшебные кольца и мечи.

Эльфы – духи воздуха, живущие на деревьях, обладающие даром исцеления и ясновидения. Их волшебная музыка очаровывает даже неживую природу. Искусные и бесстрашные войны. Говорят на эльфийском языке, синдарине.

Хоббиты - маленький народ, живущий в «норах» , миролюбивый и гостеприимный, любители хорошо поесть и покурить трубку. У них большие, покрытые бурым мехом ноги с кожаными подошвами, поэтому никогда не носят башмаки. К этому народу принадлежат главные герои повести «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец» Бильбо Беггинс и Фродо Беггинс.

Гоблины – высокие, злые и сильные существа, живущие в подземных туннелях. Их жилища полны похищенными сокровищами. Они уродливы и жестоки.

Тролли – уродливые, сильные, но глупые великаны-людоеды, обитающие внутри горы.

Орки – существа, сотворенные из глины волшебником Саруманом. Они сильны и жестоки, уродливы и бездушны.

Кто главные герои повествования?

Бильбо Беггинс – хоббит, который отправился в дальний поход за сокровищем гномов Аркинстоном.

Волшебник Гендальф – старик с посохом, помогающий гномам.

Торин Дубощит – предводитель гномов, бесстрашный и справедливый.

Голлум – хоббит, потерявший свое обличие.

Верховный Гоблин.

Дракон Смог.

Какую проблему поднимает в своей сказке Толкиен?

Извечную проблему Добра и Зла поднимает в своей повести Р. Толкиен.

Какова идея произведения?

Добро побеждает зло, как бы тяжела ни была борьба, и какой бы ценой она ни доставалась.

Кто из героев повести представляет сторону Добра, а кто на стороне Зла?

Подвиги во имя Добра совершают Бильбо Беггинс, Гендальф, Торин Дубощит и остальные гномы, помогают им эльфы, орлы-великаны, лесной волшебник Радагаст, человекомедведь Беорн.

На стороне зла – гоблины, тролли, орки.

Охарактеризуйте героев «Хоббита, или Туда и обратно»
Бильбо Беггинс – доброжелательный, домовитый хоббит, любящий домашний уют и комфорт. Он несколько труслив, не хочет идти в поход неизвестно куда и зачем. Но, отправившись в путешествие помимо своей воли, он меняется. В нем обнаруживается неожиданное мужество и храбрость, смекалка и изворотливость ума. Бильбо не раз спасал гномов, он заслужил уважение и признание Торина Дубощита, который вначале противился его участию в походе. Именно он возвращает гномам их сокровища и бесценный бриллиант Аркинстон. Совершенно не героичный по натуре, он оказался способным совершить подвиг, и не один.

Гендальф – мудрый волшебник, который взял на себя нелегкую миссию предводителя сил Добра в борьбе против Зла. Своей мудростью, отвагой и стремлением добиться победы даже ценой своей жизни Гендальф по праву становится одним из самых ярких образов в повествовании. Именно Гендальф собирает и объединяет столь противоречивых героев.

Торин Дубощит – предводитель отряда двенадцати гномов, наследник престола королевства гномов Одинокой Горы. Смелый, отважный, истинный предводитель, заслуживший уважение и преданность своих подданных своей приверженностью идее возвращению гномов в Одинокую Гору, которую захватил дракон Смог. В конце повествования Торин поддался жадности, свойственной гномам, жадности обладания несметными сокровищами, но искупил свою вину смертью. Мне кажется, что нельзя его осуждать за эту слабость.

Итог урока: Мы познакомились с героями повествования Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»

Узнали о мире Средиземья, созданном воображением автора сказки, о народах, населяющих этот мир.
Определили проблему и идею произведения.






История создания романа Целью Толкиена было создать английский эпос. На писателя произвела тяжелое впечатление Первая Мировая Война, а также индустриализация Англии, которая, по его мнению, разрушила ту Англию, что он знал и любил. Поэтому «Властелину колец» присущ пассеизм (тоска по прошлому). Роман был начат в 1937 году. Напечатан только в годах. На русский язык «Властелин колец» впервые был переведен в 1976 году. Существует около 7 разных переводов книги. Самый известный – перевод В.С. Муравьева и А.А. Кистяковского. Книга стала широко известна у нас в конце 1980 – начале 1990 годов.


Три части романа «Хранители» («Братство кольца», «Содружество кольца»)«Хранители» («Братство кольца», «Содружество кольца») «Две твердыни» («Две крепости», «Две башни»)«Две твердыни» («Две крепости», «Две башни») «Возвращение государя» («Возвращение короля»)«Возвращение государя» («Возвращение короля»)




Образ Кольца КОЛЬЦО - один из универсальных образов в поэтике Толкиена, несущий огромную смысловую нагрузку. КОЛЬЦО - традиционный волшебный предмет, который наделяет обладателя магическими способностями: 1.делает обладателя невидимым, 2.сохраняет молодость, 3.дает исцеление, 4.становится проводником в сказочный мир.


Кольца Три кольца – для царственных эльфов в небесных шатрах, Семь – для властителей гномов, гранильщиков в каменном лоне, Девять – для девятерых, облеченных в могильный прах, Одно наденет владыка на черном троне, В стране по имени Мордор, где распростерся мрак, Одно кольцо покорит их, одно соберет их, Одно их притянет и в черную цепь скует их, В стране по имени Мордор, где распростерся мрак. У Толкиена существует 20 колец.


Кольцо всевластья КОЛЬЦО ВСЕВЛАСТЬЯ - самое загадочное и универсальное, объединяющее все остальные кольца. Это символ ЗЛА и одновременно реальное воплощение ВЛАСТИ. У Толкиена понятия ВЛАСТЬ и ЗЛО неразделимы. Именно с помощью этого сказочно- мифологического образа Толкиен воплощает идею романа.




Образ Назгулов Назгулы – символ жажды власти, тьмы, честолюбия. Цари и полководцы чаще всего становятся рабами кольца. После получения кольца их души чернеют. Они становятся прислужниками Саурона, тем самым думая, что им перепадет какая-нибудь власть. Толкиен дает назгулам многочисленные имена и названия: черные всадники, крылатые вестники, копьеносцы, улайры (от эльф. – «несвет, тьма»).








Хоббиты У Джанни Родари есть термин "Бином фантазии", раскрывающий сущность процесса создания сказочного образа: РЕАЛЬНОЕ + РЕАЛЬНОЕ = ЧУДЕСНОЕ У Толкиена таких образов множество, один из них - хоббит (от homo - человек, лат. и rabbit - кролик, англ.). Сталкивая эти два понятия, Толкиен добивается эффекта "чудесного".




Проблема романа Проблема романа – противопоставление добра и зла. Зло воплощено в кольце, которое дает власть над миром и тем самым заставляет отказаться от любви. Не случайно кольцо уничтожает не великан-герой, а маленький хоббит – сказочно-фантастическая версия образа маленького человека, распространенного в реалистической литературе XIX-XX веков.