Ваш подросток забывает вынести мусор с такой регулярностью, что вы начинаете думать, будто бы он делает это специально? Придя с улицы, он оставляет свою обувь прямо посреди комнаты? Вы делаете ему замечания и всячески пытаетесь приучить его к порядку, но ничего не помогает? Не волнуйтесь, вы не одиноки. Современные дети гораздо реже помогают родителям по дому, чем дети предыдущего поколения. Недавнее исследование показало, что 82 % родителей в детстве выполняли какие-либо обязанности по дому, но только 28 % из них ожидают того же от своих детей. Такая тенденция непонятна, ведь большинство родителей считают, что дети должны помогать по дому. Те же дети, которые выполняли домашние обязанности, демонстрировали лучшее поведение, успеваемость в школе и сплоченность с семьей.

Возникает вопрос: почему же попытки сотрудничества вызывают у подростка такое сопротивление? Родители испытывают возмущение по этому поводу, потому что они уверены, что ребенок в возрасте 13–14 лет должен убирать за собой. Родители интерпретируют неспособность подростков ухаживать за собой за неблагодарность. Однако, несмотря на то, что подростки уже выглядят довольно взрослыми, они все еще хотят, чтобы о них заботились, как о маленьких детях. Это происходит только дома, поэтому подростки кажутся родителям такими безответственными, ленивыми и капризными. Подростки также склонны искать острые ощущения, потому что в этот период в их мозге особенно активны дофаминовые рецепторы. Именно поэтому они любят идти на риск, но не любят выносить мусор.

Однако это не означает, что вашего сына или дочь нужно освободить от домашних обязанностей. Чтобы избежать споров с подростком, вам следует использовать другую стратегию. Во-первых, не воспринимайте неряшливость и лень ребенка на свой счет. Во-вторых, хотя вам, разумеется, не нравится, что в комнате подростка постоянно царит беспорядок, это не значит, что он вырастет безответственным и ленивым и не достигнет успеха в жизни.

Если вы примете такую позицию, вам легче будет приучить ребенка выполнять домашние обязанности. Ваша задача – не заставить его выполнять работу по дому и даже не заставить его полюбить эту работу, а дать ему понимание, что помощь ценна. Это похоже на то, как вы приучали его к уборкам в комнате, когда он был маленьким. Единственное отличие заключается в том, что раньше ребенок охотно вам подчинялся, а теперь, вероятно, он будет игнорировать ваши просьбы. Поэтому вам следует проявить смекалку.

Вместо того чтобы обвинять подростка в безответственности или заставлять его помогать вам по дому, объясните ему, что домашние обязанности – это возможность для каждого члена семьи позаботиться обо всей семье. Возможно, вашей дочери мытье посуды покажется скучным занятием, но этим можно пожертвовать ради семьи. Рассмотрим несколько советов, которые помогут утвердить в семье принцип «один за всех и все за одного».

Объясните ребенку свои ожидания от него. Напишите ему список дел, которые хотите, чтобы он выполнил. Например:

  • помыть посуду;
  • вытереть посуду и сложить ее в кухонный шкаф;
  • вымыть и высушить кастрюли;
  • вытереть обеденный стол.

Устройте подростку «курс молодого бойца». Чтобы он мог правильно выполнять домашние обязанности, позвольте ему практиковаться в их выполнении снова и снова, пока он не научится выполнять то или иное действие хорошо. Например, наблюдайте за тем, насколько хорошо у ребенка получается накрывать на стол, мыть посуду и т.д., а затем, через несколько часов, снова поставьте ему такую же задачу.

Еженедельно определяйте время для уборки. Каждые выходные выделяйте время, когда все члены семьи будут заниматься уборкой. Это может подразумевать уборку в комнатах, во дворе или выполнение каких-то особых задач. Удостоверьтесь, что работу можно выполнить за несколько часов. Не позволяйте ребенку (или супругу) в течение этого времени заниматься чем-то еще, кроме уборки.

Устройте праздник по поводу окончания уборки. Когда вы выполните все запланированные задания, придумайте что-нибудь веселое. Например, можно провести в кафе семейный ужин или поесть вместе мороженого.

Предлагать ли ребенку вознаграждение за выполненную работу? Вознаграждение за домашнюю работу дает ребенку четкое и ошибочное понимание того, что без вознаграждения не стоит ни накрывать на стол, ни выносить мусор, ни застилать кровать. Вознаграждение превращает домашнюю работу в коммерческую сделку и учит ребенка, что единственная мотивация выполнять какие-либо обязанности по дому – материальное вознаграждение.

Следующие правила требуют от вас следовать принципу «одного напоминания»

Создавайте естественные последствия. Например, одна мама говорила своим детям, чтобы они складывали свое грязное белье в корзину до вторника, потому что среда была днем стирки. В противном случае им пришлось бы ждать неделю до следующей стирки или стирать свои вещи самостоятельно.

Если ребенок бросает вещи, не убирайте их. Если ребенок оставляет вещи в ненадлежащем месте, попросите его положить вещь на место, но только один раз. Если он этого не сделает, в следующий раз, когда он попросит у вас что-либо (например, отпустить его погулять), скажите, что вы сделаете это тогда, когда он уберет вещь на свое место.

Установите последствия. Когда вы устанавливаете ребенку последствия за его поступки (например: «Если ты не вынесешь мусор до 10-ти часов, то не сможешь целый день пользоваться мобильным телефоном»), придерживайтесь правила «одного напоминания». Не ворчите и не угрожайте ребенку, просто в 10.01 вынесите мусор и заберите у ребенка телефон. Телефон должен оставаться у вас до конца дня, как вы и предупреждали.

В 3-4 года помогать взрослым любят все дети, спустя 2-3 года маминых помощников уже не так много, а к школьному возрасту домашним трудом занимаются единицы. Взрослые, не принимающие неумелую помощь малышей, могут столкнуться позднее с полным нежеланием подростков не только помогать по дому, но даже обслуживать самого себя.

Что может делать по дому ребенок младшего школьного возраста?

Нужно или нет нагружать школьников домашними делами? У них множество занятий по освоению школьной программы, дополнительная нагрузка – , занятия по интересам. Пусть ребенок в полной мере ощутит счастливое детство. Так думают родители, убежденные, что их дети вполне могут расти на всем готовом, лишь бы он успевал хорошо учиться и не имел проблем в коллективе.

Естественно, что дети, не имеющие посильных обязанностей по дому на пороге школьного возраста, не станут активно браться за домашние дела. К этому их следовало приучать в 2-4 года, причем делать это мягко и ненавязчиво . Тогда бы многое делать и с удовольствием вкладывал свой труд в семейное благополучие.

Что могут делать по дому 7-летние дети:

  • Убирать пыль при помощи пылесоса.
  • Поливать цветы дома и на клумбе.
  • Готовить простые блюда.
  • Собирать свой портфель.
  • Помогать маме развешивать белье после стирки.
  • Выпалывать сорняки на грядке.
  • Подметать двор.
  • Выносить мусор.
  • Разогревать пищу в микроволновой печи.
  • Прогуливать и кормить небольшую собаку.
  • Прибирать вещи, наводить порядок в комнате.
  • Оставлять после купания и посещения туалета чистоту в этих помещениях.
  • Гладить простые по крою вещи.
  • Самостоятельно готовиться ко сну и собираться утром в школу.
  • Чистить свой велосипед от грязи, производить мелкий ремонт двухколесного друга.
  • Прибираться в шкафу с посудой и кухонными принадлежностями.
  • Накрывать на стол перед обедом, подавать негорячие блюда, хлеб, салат, бутерброды, убирать за собой и членами семьи после еды.

Что под силу 8-летнему ребенку:

  • Содержание в порядке письменного стола, шкафа с книгами и другими вещами.
  • Приготовление для себя ванны.
  • Смена постельного и нательного белья.
  • Умение чинить свою одежду, простой ремонт.
  • Формировать свой образ в одежде по собственному желанию.
  • Помогать отцу во время ремонта, выполняя несложные поручения.
  • Собирать урожай на приусадебном участке.
  • Кормить и выгуливать домашних животных.
  • Протирать пыль и пылесосить мебель и напольные покрытия.

Что умеет 9-летний школьник:

  • Готовить простые блюда, следуя рецепту.
  • Красить ровную поверхность.
  • Наносить побелку на деревья в саду.
  • Запекать на огне картошку или сосиски.
  • Присматривать за младшими детьми (с 2 лет), уметь переодеть их и накормить.
  • Чистить клетки домашних питомцев.
  • Заправлять подушку в наволочку и одеяло в пододеяльник.
  • Рыхлить неширокую грядку граблями, пропалывать ее от сорняков.
  • Сажать семена цветов и овощей по заданной схеме.
  • Заправлять свою постель.

Какие дела можно доверить 10-летнему ребенку:

  • Готовить несложную выпечку, пользуясь рецептом.
  • Готовить простые блюда на всю семью, рассчитав нужное количество продуктов.
  • Наводить порядок в собственной комнате и во всем доме, складывая вещи в отведенное для них место.
  • Вместе с родителями планировать еженедельные покупки.
  • Помогать отцу при чистке салона автомобиля.
  • Накрывать на стол.
  • Готовить ванну для младшего ребенка, помогать маме с купанием.
  • Уметь включать и выключать бытовые приборы, засыпать порошок в стиральную машину.
  • Видеть, где матери или отцу требуется помощь, подключаться без напоминаний.
  • Помогать при уходе за овощами на приусадебном участке, за цветами возле дома и на подоконнике.
  • Участвовать в генеральной уборке помещений дома или квартиры.

Не стоит пугаться этого обширного списка, никто не планирует делать из детей Золушек. Большинство дел из этого списка требуется выполнять эпизодически, многие вместе с родителями.

Важно предлагать только те дела, с которыми ребенок справится наверняка. Главное – не забывать о дозированной похвале, которая может стать мощным стимулом для участия в делах.

Как научить ребенка самостоятельности?

Бывает, что родители констатируют у своего ребенка недостаток самостоятельности и спохватываются слишком поздно. Важно начинать приучение к самостоятельности задолго до поступления в школу , когда малыш стремится к самостоятельности и пробует свои силенки. Тогда ему крайне интересен мир взрослых вещей, и приучение к труду происходит самопроизвольно.

В школе начинать такую работу немного поздно, но, как говорит известная поговорка: «Лучше позже, чем никогда».

Основной стимул для того, кто трудится – справедливая оценка его труда. Поощрение, похвала, слова о том, что без Тани (Коли, Вани, Ирины) было бы не справиться, — лучший стимул. Не стоит манипулировать обещанием денег в качестве оплаты за детский труд, ведь тогда пришлось бы платить всем членам семьи.

Труд предваряется обсуждением того, что нужно сделать. Важно обсудить все нюансы предстоящего дела, чтобы ребенок избежал разочарования от некачественно выполненного дела. Лишь после того, как новое дело освоено, стоит приступать к следующему поручению.

Для забывчивых детей стоит повесить в детской комнате список дел, на помощь в выполнении которых надеются родители.

В первые дни выполнения поручений ребенок может что-то сделать неверно, испортить вещь. Ни в коем случае не стоит критиковать его за это, лучше подскажите, как избежать ошибок в будущем. Дети обязательно должны понять, как определить, что работа сделана хорошо, уяснить для себя критерии этого.

Не нужно требовать высокой отдачи, если у детей повысилась нагрузка в школе, например, в конце учебного года. Пусть временно кто-то возьмет на себя часть домашней работы. Немного позже ребенок это обязательно оценит.

Психолог Гранкина Дарья пишет:

«В действительности, каждый ребёнок хочет самостоятельности и независимости от родителей лет с трёх. И ни в коем случае не стоит эти пробы пресекать. Например, дети могут бесконечно долго одеваться или чистить зубы так, что вся ванная в пасте, или мыть посуду, а она потом вся в пене. Но зато они хотят это делать им это интересно, это элемент игры. Ну чтож, надо запастись терпением и молча, а лучше с одобрением, за этим наблюдать. Потом лучше самим перемыть или доубирать. Это очень важно, ведь дети должны понять, что в труде и самостоятельности есть радость.

Более того, обязанность родителей, это научить труду и самостоятельности своих детей. Лучше начать с того, что научить ценить чужой труд. Еда в школе кем-то приготовлена и ей нельзя баловаться, по чистым полам нельзя ходить без сменной обуви, книги нельзя рвать и рисовать в них и т.д., этому всему надо учить. В ребёнке, и даже подростке, все воспитуемо. Так надо этим воспользоваться. Иначе мы получим ленивых и инфантильных молодых людей. А лень, увы, начальник всех бед и пороков.

Ум ребёнка очень деятелен, и если он не занят добрым и хорошим, то занят плохим, это неизбежность. Не понимая зачем и как нужно честно трудиться, такие дети потом будут воровать, попрошайничать и всячески хитрить. Говоря о реакции родителей, она должна быть позитивной и без насмешки. Если ребёнок вынес мусор или протер пыль, то необходимо его похвалить, без пафосных слов, но отметить это событие ласковым словом.

Потому, пока ребёнок ещё способен слушать и слышать взрослых, необходимо научить его элементарным вещам: заправить утром постель, убрать за собой игрушки или учебники, доесть все в тарелке и потом вымыть ее, а лучше и за мамой с папой. В общем, самому себя обслуживать. Приучив ребёнка к домашнему труду, вы можете считать, что дали ему жизненные навыки и он уже не пропадёт в этом мире».

Чего ждать от трудолюбивых детей?

Мамы и папы, научившие свое чадо трудиться без понуканий, совсем не прогадали. Их дети твердо знают, что они — полноправные члены семьи, без помощи которых не обойтись ни маме, ни папе.

Мальчики и девочки, работающие по дому, быстрее социализируются в новом для них коллективе . Ни одна неожиданная ситуация, когда приходится рассчитывать только на себя, не выбьет их из колеи. Ребенок, умеющий приготовить себе еду, владеющий навыками самообслуживания, умеющий ухаживать за одеждой и обувью, вряд ли станет потребителем времени и труда окружающих.

Перечень домашних обязанностей для детей разной возрастной категории, позаимствованный с некоторыми изменениями и дополнениями из книги «Консультирование семьи».
Многие родители, часто задают один, волнующий их вопрос: «А должны ли дети им помогать?»
При этом большая часть родительского состава, убеждена в том, что не надо детей перегружать домашними делами. По их убеждению, радость детства, не будет полной, если у ребенка будет обширный круг домашних обязанностей. Зачастую, приходя на консультацию к психологу, родители уверены в том, что для его ребенка, вполне хватает занятий по школьной программе и это многих устраивает.
Но психологи уверены, что посильные и необременительные обязанности по дому, помогают ребенку ощущать себя нужным и полноправным членом семьи и он может дополнить семейное благополучие, собственным вложением труда, который у него не отнимает его счастливое детство.
У детей, имеющих домашние обязанности и поручения, обычно не бывает проблем в школе со сверстниками и педагогами. Дети, лишенные права на труд в семье, вырастают потребителями, постоянно ждущих, что жизнь или другие люди принесут им все готовое на тарелочке с голубой каемочкой. Ощущать себя полноценными членами общества, такие дети могут лишь, только тогда, когда они окружены обслуживающим персоналом.
Ребенок вполне может самостоятельно справляться с огромной кучей важных дел, которые могут ему предоставить взрослые и те, что принесут неоценимую пользу семье. Взрослые не всегда знают, какие домашние дела и поручения можно дать ребенку, с которыми он неплохо справится. Приведем некоторую возрастную классификацию домашних дел.

Поручения ребенку 3-х лет:

  • разбросанные игрушки аккуратно уложить в короб, предназначенный для их хранения;
  • книжки и брошюры поставить на место;
  • донести до стола кухонные принадлежности и кухонные полотенца;
  • выполнять утренний туалетный моцион и укладывать волосы;
  • раздеваться и одеваться при малой поддержке со стороны родителей;
  • помочь разложить не тяжелые продукты внизу холодильника и поместить свою одежду на полку, которая расположена, в зоне его досягаемости.

Домашние поручения для ребенка 4-х лет:

  • накрывать на стол и использовать для этого хорошую и добротную посуду;
    прибрать в хлебницу хлебобулочные изделия;
  • в магазине ребенку можно разрешить сформировать продуктовую корзину для ужина;
  • доверить кормить домашних питомцев в специально отведенное для этого время;
  • собирать опавшую листву в саду, подметать во дворе и собирать фрукты и овощи на даче, под наблюдение взрослых;
  • утром застлать покрывалом, а вечером расправлять свою кровать;
  • обмывать грязные тарелки или помещать их в посудомойку вместе с мамой;
  • смахивать пыль;
  • наносить на булочку масло;
  • заливать хлопья молоком;
  • участвовать при украшении пирожных и пирогов. Укладывать на них цветы из мармелада или смазывать коржи вареной сгущенкой;
  • разрешать пользоваться своими игрушками другим детям;
  • извлекать корреспонденцию из почтового ящика;
  • самостоятельно играться без привлечения к игре взрослых;
  • помещать на сушилку мокрые вещи небольших размеров;
  • аккуратно сворачивать полотенца.

Домашние поручения для ребенка 5-ти лет:

  • участвовать при составлении меню и планировании покупок;
    без проблем готовит канапе или простые бутерброды;
  • после приема пищи очистить обеденное место;
  • обеспечить себя холодными напитками и водой;
  • накрывать на стол;
  • обрывать без корней зелень с грядок;
  • вносит необходимые составляющие в тесто;
  • содержать свое спальное место и комнату в порядке;
  • без посторонней помощи складывать одежду и снимать с себя вещи;
  • содержать в чистоте предметы в ванной и туалете;
  • чистить зеркала;
  • загружать белье в стирку, разделяя по цвету;
  • прибирать и укладывать стираные вещи;
  • отвечать на телефон;
  • делать уборку в помещении;
  • вносить деньги в кассу при покупке небольшого объема;
  • натирать стекла в автомашине;
  • выносить мусорное ведро;
  • принимать решения, как можно применить накопления семьи для отдыха;
  • прибирать в живом уголке;
  • завязывать шнурки на бантики.

Домашние обязанности для 6-ти летнего (первоклассника):

  • составлять свой гардероб для особого случая и при атмосферных осадках;
  • чистить ковер пылесосом;
  • орошать домашние растения цветы на грядке;
  • очищать корнеплоды;
  • готовить не замысловатые горячие блюда (омлет и картофель в «мундире»);
    готовить без напоминания школьные принадлежности и укладывать их в портфель;
  • участвовать при развешивании мокрых вещей;
  • прибирать вещи в гардеробную;
  • подносить сухие ветки для костра;
  • пользоваться садовым инвентарем (грабли, веники);
  • пропалывать грядки;
  • гулять с четвероногим другом;
  • выносит мусорное ведро;
  • наводить порядок в кухонном столе;
  • подавать на стол;

Домашние поручения для ребенка 7-ми лет (второклассника):

  • содержать велосипед в рабочем состоянии и хранить в положенном месте;
  • вести телефонные переговоры;
  • исполнять мелкие поручения родителей;
  • следить за питомцем;
  • вести тренировку четвероногих друзей;
  • доносить сумки с вещами до нужного места;
  • вечером, в отведенные часы, укладываться в кровать и утром подниматься, в определенное время;
  • говорить вежливо при диалоге со старшими;
  • убирать за собой уборную и ванную комнату после своего посещения этих мест;
  • гладить свою одежду.

Домашние обязанности ребенка восьми и девяти лет отроду (третьеклассника):

  • красиво сворачивать салфетки и правильно раскладывать столовые приборы;
  • пылесосить и мыть напольные покрытия;
  • участвовать в планировке мебели в своей комнате и помогать отцу, передвигать мебельные предметы;
  • готовить себе ванну;
  • оказывать необходимую помощь членам семьи;
  • содержать в порядке свой гардероб и письменный стол;
  • при приобретении одежды высказывать свои предпочтения и пожелания;
  • вовремя менять постельное и нательное белье;
  • заправлять одеяло в пододеяльник;
  • зашивать небольшие участки испорченной одежды;
  • поддерживать чистоту и порядок в кладовой;
  • чистить клетки и кормить домашних зверей;
  • учиться пользоваться рецептами и пробовать готовить;
  • красиво формировать букеты и помещать их в вазу с водой;
  • в саду собирать урожай;
  • уметь развести огонь и знать меры предотвращения огня;
  • самостоятельно запечь в костре картошку или обжарить на шампуре сосиску;
  • окрашивать небольшие поверхности;
  • грамотно составлять письма;
  • составлять текст поздравительной открытки;
  • накормить младшего ребенка;
  • помочь искупать младших детей;
  • наносить полировку на мебельные гарнитуры.

Домашние обязанности ребенка, который пошел в 4-ый класс:

  • самостоятельно снимать постельные принадлежности и относить их в отведенное для них место;
  • правильно включать и выключать бытовую технику;
  • дозировать порошок для стирки;
  • составлять список и планировать покупки продуктов;
  • переходить дорогу в положенных местах;
  • не опаздывать на встречу с одноклассниками и другими людьми, используя велосипед или доходя до нужного места встречи, пешим ходом;
  • выпекать простые кондитерские полуфабрикаты;
  • приготовить простейший обед для всех домочадцев;
  • пользоваться интернетом и вести переписку в одноклассниках;
  • сервировать стол к вечернему чаепитию;
  • приглашать гостей и ходить с ответным визитом к ним;
  • готовить сценарий праздников;
  • уметь оказывать необходимую первую помощь;
  • чистить автомобиль семьи;
  • быть бережливым и уметь экономить.

Домашние дела для пятиклассника:

  • уметь зарабатывать карманные деньги;
  • оставаться дома без присмотра со стороны взрослых;
  • уметь не «разбазаривать» деньги и с умом распоряжаться карманными накоплениями;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • иметь свои хорошие привычки и любимые занятия.

Домашние дела для шестиклассника:

  • уметь переложить обязанности по хозяйству на себя;
  • укладывать и читать младшим детям сказки на ночь;
  • выполнять свои прямые обязанности по дому;
  • ухаживать за растениями в огороде;
  • посильно помогать на стройке и починке техники;
  • чистить кухонные принадлежности и бытовую технику;
  • планировать учебное и свободное время.

Домашние обязанности старшеклассников:

  • ложиться спать в отведенное и установленное время;
  • готовит полноценную еду для всех членов семьи;
  • вести здоровый образ жизни (ни пить, ни курить, ходить на профосмотры к врачам);
  • учитывать пожелания всех членов семьи и принимать ответственные решения при необходимости;
  • соизмерять потребности с возможностями;
  • не перепрыгивать от одного дела к другому, быть последовательным;
  • оказывать знаки внимания и уважать старших;
  • уметь заработать карманные деньги своим трудом.



Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?

Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если они делают все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье? А может быть, все домашние дела должны быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему. В семье МЫ больше обязанностей у того, кто больше может и умеет: он рад это делать. В семье Я+Я большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...

При этом неверно думать, что домашние дела - только нагрузка: это еще и предмет гордости, и большие возможности. Тот, кто в семье мало что делает, то обычно и мало на что может влиять. А тот, кто в семью больше вкладывается, тот в семье имеет больше возможностей влиять, имеет больше прав.

Элементарно: кто ребенком занимается, тот и воспитывает его по-своему, под себя.

Три основных ориентира при распределении семейных обязанностей, это 1) индивидуальные предпочтения (кто что сам больше хочет), 2) умения и способности (кто что лучше умеет делать, тот тем и занимается и 3) польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни).

Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.

При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег, а женщины - ведением домашнего хозяйства. Определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениям. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта. Если у вас это так, то у вас все сложилось. Если вас в таком распределении ролей что-то не устраивает, вы можете договориться о другом распределении дел и ответственности.

Как все эти вопросы начать обсуждать? Возьмите вопросник семейного договора , это будет вам огромная помощь. В вопроснике будут вопросы не только по распределению семейных обязанностей, но и о том, как лучше строить отношения, как решать разные трудные и спорные вопросы - и как нам жить еще дружнее.

И еще: может быть, мы в семейных обязанностях сможем разглядеть не только обязанности, но и приятности, а также вспомнить, для кого вы их выполняете? Во-первых, для себя. Вы подметаете пол, чтобы вашим ногам было комфортно. Вы зарабатываете деньги, чтобы тратить их на реализацию собственных желаний. Во-вторых, вас никто не брал в рабство, на вас никто дуло ружья не наставляет и не заставляет делать что-то на благо врагов. Вы выполняете свои обязанности для любимых, близких и дорогих людей, с которыми живете. Ведь любые домашние заботы ― это тоже проявление любви, но не на «высоком», а на простом, бытовом уровне.

Если вы напоминаете муже (или жене) о каких-либо семейных делах, лучше делать это с фоном поддержки. Как? Это просто! Например, если на вашем партнере лежит обязанность пылесосить, то вы можете на само «орудие труда» ― пылесос ― положить бумажку со словами: «Я тебя люблю! Спасибо за чистоту, которая скоро будет в нашем доме!». Восхищайтесь и создавайте позитивное настроение, еще до того, как вы или ваш партнер начали что-то делать. Ведь какие-либо обязанности становятся нелюбимыми, когда мы представляем их как долгий и нудный процесс. Сравните тех, кто не любит мыть посуду и любит. Первые, когда думают об этом занятии, видят гору грязных тарелок, с которой им предстоит справляться. Вторые, только подходя к раковине, представляют, как все эти тарелки чистые и красивые стоят на полочке. Вся суть в привлекательной и мотивирующей картинке, формируйте ее и себе, и партнеру.

Ну, и всегда хорошо поощрять себя за маленькие и большие домашние подвиги. Чаще всего мы ждем похвалу и приятные отзывы от своего партнера. Да, действительно важно, чтобы «вторая половинка» замечала наши старания. Но нужно и самих себя радовать. Не ждать позитива от окружающих, а самим создавать праздник и приглашать на него других. А что мы делаем на праздники? Дарим открытки, приятные слова и вкусности друг другу. Вот и отмечайте даже маленькие свершения! Например, «у нас сегодня торт, потому что я прибрала квартиру!». Или напишите список поводов для праздника ― будничных вещей, которые вы должны делать. И отмечайте и галочкой, и приятными призами каждое из них. Кому-то этот способ покажется слишком простым и игровым, несерьезным, но, может быть, именно в семье важнее быть счастливым, чем очень серьезным?

А если за распределение домашних дел и обязанностей берется мужчина, то для него самое удобное - составить матрицу ответственности, где будет список всех домашних обязанностей - и указано, кто за в этих делах участвует (стоит буковка У) и кто за это отвечает (стоит буква О). Как выглядит такая матрица, можете посмотреть, а если захотите по образцу составить свое - и отредактируйте под свои задачи. Успехов вам!

Дети подрастают, становятся самостоятельнее — но времени у занятой мамы почему-то не прибавляется. Да, за дошкольниками и младшими школьниками уже не нужен глаз да глаз, но освободить руки и голову для какого-то приятного дела или хобби, побыть наедине со своими мыслями и желаниями у женщины все равно не получается. Выход — распределение обязанностей.

Некоторые обязанности, которые, как нам кажется, мы должны выполнять, если хотим считать себя хорошими матерями, как раз и съедают большую часть времени, а к тому же отучают наших детей от самостоятельности.

Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его или ее быть независимым. В процессе этого обучения вы сможете одарить и себя — у вас появится время, чтобы сосредоточиться на своем «я» и позаботиться о себе.

Самостоятельность в обмен на время

Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.

Мы носимся с нашими детьми, словно с физически или умственно неполноценными лицами королевских кровей. Это то, что я называю «хороший родитель портит». Любящие, преданные, умные родители ведут себя так, словно их дети, пока им не исполнится 35 лет, даже попу себе вытереть не могут, не говоря уж о том, чтобы пройти по улице полквартала.
Представьте, что у вас шестеро детей. Ведь если бы у вас было шестеро малышей, вы не успевали бы всем вытирать попы и каждому подкладывать подушечку, когда он падает. Важно уточнить понятие крайней необходимости. Крайней необходимостью не является тот случай, когда ребенок немного капризничает или слегка проголодался.
Семейный психолог

Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.

Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.

Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.

Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.

Что могут ваши дети?

В 2-3 года:

  • убирать игрушки;
  • складывать грязную одежду в корзину;
  • убирать книги и журналы
  • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
  • вытирать пролитое;
  • вытирать пыль.

В 4-5 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • убирать свою постель;
  • выбрасывать мусор;
  • убирать со стола;
  • поливать растения;
  • приготовить завтрак из хлопьев.

В 6-7 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • рассортировать белье;
  • подметать;
  • помогать готовить и упаковывать завтрак;
  • накрывать на стол;
  • убирать в спальне;
  • наливать напитки;
  • отвечать на телефонные звонки.

В 8-9 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • загружать посуду в посудомоечную машину;
  • разбирать купленные продукты;
  • помогать готовить ужин;
  • готовить свою одежду для стирки;
  • чистить овощи;
  • делать тосты;
  • гулять с собакой.

В 10-12 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
  • складывать выстиранное белье;
  • убирать в ванной;
  • готовить простые блюда;
  • стирать;
  • стричь газон;
  • убирать свою постель и менять постельное белье;
  • убираться в кухне;
  • присматривать за младшими братьями и сестрами.

Как это организовать

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.
Мама двоих детей

Комментировать статью "Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам"

В три года вытирать пыль - это круто. В пять я согласна, моя вытирает. А вот постель пока не убирает. Есть над чем работать.

На фоне европейских загибов в воспитании и ювенальной юстиции статейка странная...Пос ути - элементарная, для очень молодых неопытных родителей без интернета и возможности спросить и тех, кто ни одной книги по воспитанию не прочел...

разумеется, дети хотят и могут помогать. Не хотят они только в том случае,е лси их смолоду- стех самых года, двух, трех не подпускали никуда и ни к чему. Не давали ни веник в руки, ни чашку, ни воду. ни тряпку...подождали лет до 5 и удивились, а его это деточка не хочет помогать...

И большая вредность этой статьи именно в списке ЕЖЕДНЕВЫХ обязанностей детей... Им трудна не помощь, а ежедневность и обязанность. За которую не скажут спасибо - ведь это ты свой долг выполняешь. Не должно быть ежедневных непременных обязанностей, а должно быть умение и желание помочь маме, готовность присоединиться к домашней работе. Тогда и конфликту неоткуда будет взяться. Каждое ребенкино помогание будет замечено, с радостью и благодарностью мамы и папы.

Мне повезло и как то так получилось, что все дети помогают с раннего возраста. Младшая меньше всех и часто хитрит, но если я пишу список дел, она выполняеет все.

Всего 7 сообщений .

Еще по теме "Как помочь маме по дому":

Не " помогайте маме ", а "вы такие взрослые, что можете делать некоторые взрослые дела". Причем можно ещё и слегка выделить старшую, давай Только к помощи по дому это никакого отношения не имеет, совсем. Две недели на ферме - именно что из любопытства, экзотика.

Помощь по дому: что поручить детям. Помощь по дому: что может сделать ребенок от 2 до 12 лет. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.

Маме 78, три года назад неврологом поставлен диагноз деменция. Живет она одна, но недалеко от меня. В ее квартире установила видеонаблюдение, вижу ее в любую минуту. Благодаря лекарствам (их она пьет под моим "видеонаблюденем" с телефоном на ухе) еще как то держалась. Последнее время все ухудшилось, ушла, потерялась в подъезде. Газ отключен, вода пока нет. Повела ее в психдиспансер, там поставили тяжелую степень деменции.

Проблема не в парне, а в его матери. С ним как раз все в порядке. ЕдинственноЮ чт о надо намекнуть, что надо надевать шорты. А так он сам разберется, когда нужно заниматься мастурбацией.

Мама деда теперь забирает к себе на зиму с большим скандалом, мы с детьми с ним летом живем в деревне, мама его хотела и хочет сдать в дом Вашей маме нужен сейчас хороший невролог. Неврологические таблеточки попить может очень помочь от ВСЕХ болезней.

помощь по дому. На удивление, хочет помочь, и помогает, она часто - мне перебирать вещи, няне стирать и сортировать для стирки Раздел: Дети и родители (дочь не хочет помогать по дому). Расчихвостили меня... Я ж только хотела сказать, что каждая уважающая себя...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. А вот постель пока не убирает.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Список дел по возрастам ". Организованная перевозка группы детей на автобусе. У меня дочка идет в класс 1-3 к Наталии Михайловне в здании на Свободы 81-1.

Многодетная семья: воспитание детей, взаимоотношения братьев и сестер, социальные льготы и пособия. Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Распределение обязанностей: время для мамы и самостоятельность детей.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Список домашних дел для детей. Считают что это нереально пересечь океан 1. Домашний режим Заметив первые признаки нездоровья, оставляйте ребенка дома, не отправляйте в детский сад или школу.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет...

Ноль желания помочь маме. Если его пытаются привлечь, то у него болит рука, нога, и вообще он устал. Как вы считаете, стоит ли в этой ситуации бороться за то, чтобы сын помогал по дому, или это будет зря потраченное время и нервы, пусть себе существует и передается по...

Как помочь маме? К психологу ей надо или к психотерапевту. Из тяжелой депрессии многие самостоятельно выйти не могут. Дома устраиваю полный погром в виде генеральной уборки. Работаю по телефону разруливая все вопросы, никого не посылая и вообще делаю ВСЕ, что...

Каких врачей необходимо пройти?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие Список дел по возрастам. Помощь по дому: что может сделать ребенок от 2 до 12 лет.

Моя старенькая мама больна. Болезнью по имени старость. У нее куча лекарств, от которых ей делается хуже и хуже. Плюс лекарства, которые она сама себе прописывает. Всё это вместе приводит к аллергиям, непереносимости и ухудшению. Не пить лекарства вообще-тоже плохо.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет - загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний - сложить выстиранное белье.

Как помочь маме?. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Мама наотрез отказалась ехать на дачу, которую мы собираемся строить. Равно как в имеющийся деревенский дом и на дачу мужа.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Этот график очень помогал - он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать.

Маме скучно дома одной, мне с ней неинтересно и иногда я физически не могу эту старческую жвачку словесную слушать. Есть, конечно, то, в чем слепой чедовек не может обойтись без помощи, но таких моментов на самом деле вовсе не так много, как обычно думают.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Как научить ребенка помогать по дому: 4 совета. Обсуждение. Надо помочь навести порядок - ищем мотивацию (учим своим примером и т.д., у кого что работает), потому что мамино "надо" в данном случае...