Детям о дружбе подготовительная группа. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему: «Что такое дружба? Дружит с бабочкой цветок
Конспект занятия
«ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА»
Программные задачи:
- Продолжать учить детей быть доброжелательными и терпимыми друг к другу;
- Формировать понимание дружбы, создавая ее зримый образ-«портрет»;
- Развивать системность мышления, воображение, творчество.
Ход занятия
Настроимся на доброту и дружбу.
Какое у нас сегодня число? Весело?
(можно бегать, кричать радостное – можно смеяться и обниматься: светлое – все сверкает, сияет, лучится).
В такое доброе утро мы пришли с вами в детский сад.
(демонстрируется схема).
А что такое детский сад? Это дом, комнаты, игрушки, мебель и пр. Выставляются модели. (Воспитатель подводит детей к основной мысли: главное в детском саду – это дети и взрослые).
А когда хорошо детям и воспитателям в детском саду? (Когда они дружат).
Что значит дружить? Кого называют другом? Что такое дружба? Попробуем нарисовать ее «портрет».
Какого она цвета? (Модели).
Как она пахнет?
Какая она на вкус?
А если ее потрогать, то какая она на ощупь?
С какой погодой связывает дружба?
Каких животных можно вспомнить. Когда говоришь о дружбе?
Какие слова?
Интересно посмотреть, как выглядит Дружба.
Давайте; нарисуем ее лицо. Какой оно формы? Какими глазами «смотрит» на нас Дружба?
У каждого лица есть губы, нос. Какие они у Дружбы? И т.д.
После того как нарисовали «портрет Дружбы».
Посмотрите, в группе стало еще веселее, светлее, радостнее. И нам захотелось сказать о каждом добрые, дружеские слова (самый, самый…).
Делается запись в альбом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия «Что такое дружба и настоящие друзья». «Развитие речи и здоровьесбережение».
Лесных Татьяна Михайловна.Воспитатель 1 квалификационной категорииМКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» Программное содержание:Формировать понимание того, что дружеские отношения све...
занятие "Что такое дружба"
занятие направленно на формирование коммуникативных качеств, закладывание нравственной основы личности....
Конспект НОД "Что такое дружба".
Непосредственно образовательнаядеятельностьОбразовательная область: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитие.«Что такое дружба?»...
Акишиной Натальей Александровной
Задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «дружба», «настоящий друг»;
Формировать у детей навык устанавливать хорошие, доброжелательные отношения друг с другом;
Расширять коммуникативные возможности детей, умение подбирать прилагательные к существительным, обозначающим качества человека;
Воспитывать внимательное, чуткое отношение к окружающим; умение понимать и объяснять значение пословиц;
Ход: Дети заходят в зал под песню В. Шаинского «Дружба крепкая».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем зале есть цветок, но наш цветок совсем не красивый, у него не хватает лепесточков. Но я открою вам секрет, это не простой цветок, а волшебный и цвести ему помогает Дружба. Согласны вернуть цветку красоту?
Ответы детей.
Вот сейчас первое испытание, которое мы должны пройти и узнаем какой должен быть друг и поиграем в игру «Волшебный цветок» (дети передают друг другу цветок и называют качества, которыми должен обладать друг).
Воспитатель: Вы молодцы, справились с заданием и ни разу не повторились! И у нашего цветка появляется первый лепесток.
Воспитатель: А сейчас вам предстоит сложное задание! Нужно будет вспомнить и объяснить пословицы и поговорки о дружбе.
Дети называют: «Один за всех и все за одного». «Один в поле не воин», «Крепкую дружбу топором не разрубишь», «Дерево крепко корнями, а человек друзьями», «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Друг познаётся в беде» и т.д.
Воспитатель: Ребята, вы много знаете пословиц о дружбе и умеете их объяснить. И у нашего цветочка появился ещё один лепесток. Ну а теперь вас ждёт новое задание. И называется «Клубочек добрых слов»
Дети встают в круг, по очереди говорят друг другу добрые слова и делают из ниточек клубок.
Воспитатель: А теперь посмотрите, какой большой клубочек добрых слов у нас получился. Какое у вас настроение?
Дети: Настроение радостное, весёлое, потому что всем приятно слушать добрые слова.
Воспитатель: А вам приятно было говорить такие слова своим друзьям?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот и третий лепесток появился на нашем цветочке. Ему тоже приятно было слушать ваши добрые слова. А сейчас посмотрите на экран и увидите иллюстрации, по которым нужно догадаться о каком произведении идёт речь и ответить на вопросы.
На мультимедийной установке появляются иллюстрации из рассказов В.Осеевой «Три товарища», «Синие листья», «Волшебное слово».
Вопросы к детям:
К какому произведению о дружбе подходит иллюстрация?
Почему вы так думаете?
Кто из героев поступил верно, по-дружески?
Какая пословица подойдёт к каждому из рассказов?
Как вы оцениваете поступок героя?
Как поступают настоящие друзья?
Кто нибудь хочет рассказать о своём друге?
Ответы и рассказы детей.
Воспитатель: Отлично постарались ребята! Очень хорошо вы знакомы с рассказами о дружбе. Посмотрите, у нашего цветка ещё один лепесток появился.
А сейчас вам предлагаю отдохнуть и размяться.
Воспитатель организует динамическую паузу, дети встают в круг.
- Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).
Жить (хлопаем в ладоши)
Дружить (соединяем руки ладонями).
Воспитатель: Вот мы и отдохнули. Сегодня мы много говорили о друзьях и дружбе. А у вас есть друзья?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «закончи фразу» ведь с вами тоже дружат и выбирают самые хорошие качества. Послушайте фразу и закончите её: «Я думаю со мной дружат, потому что…»
Ответы детей.
Воспитатель: Вот видите, сколько хороших качеств дружбы вы назвали. Посмотрите на наш «Цветок Дружбы», он расцвёл и радует нас своим прекрасным видом. Это говорит о том, что вы, ребята умеете быть настоящими друзьями. Берегите своих друзей и вам будет радостнее жить на свете! Предлагаю вам встать в круг, взяться за руки и спеть песню «Если с другом вышел в путь».
Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе по теме:
«Дружба и друзья»
ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Дубровина Ю.С.
Цели:
Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о дружбе.
Продолжать учить подбирать определения к заданному слову
Развивать выразительность речи.
Развивать воображение, словесно-логическое мышление, слуховую память
Закреплять знание пословиц о дружбе.
Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей, чётко и внятно произносить слова) .
Развивать чувство общности у детей в группе.
Материалы и оборудование: запись музыкального произведения Шаинского
"Дружба крепкая". Презентация «Мои друзья»
Ход занятия:
Орг. момент. Звучит музыка (о дружбе) Дети стоят в кругу.
Тренинговое упражнение
В. - Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о дружбе. И я приглашаю вас в страну, которая называется «Дружба» и для того что бы попасть в эту страну мы должны передать свою дружбу друг другу.
Эстафета дружбы.
Начинает воспитатель (пожимание руки) : «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро ребята!
Речёвка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло!
В: Вот таких хороших, пригожих я приглашаю на занятие. Проходите, садитесь.
В: Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?
(Того, кто приходит другому человеку на помощь, не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне).
Настоящий друг должен быть: «добрым», «щедрым», «верным», «честным», «смелым», «самоотверженным», «дружелюбным», «преданным», «мужественным», «отзывчивым», «надежным».
В: Дети, а как вы понимаете слова «дружелюбный», «самоотверженный», «преданный»
Ответы детей.
В: А что такое дружба и в чём же она заключается?
Ответы детей.
В: Значит дружба заключается в умении делиться с другом, стараться помочь сделать то, что у него не получается. Умением не спорить из-за пустяков, радоваться за друга успехам и удачам.
В: У кого из вас есть друг или подруга? Кто хочет рассказать про своего лучшего друга. (Рассказы детей)
Рассказ воспитателя о детях с ограниченными возможностями, о дружбе с ними.
Чтение стихотворения
МЫ РАЗНЫЕ
Я. Дубенская
Вместе живут на огромной планете Разные взрослые, разные дети. Внешностью разные и цветом кожи, но безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть, новые звёзды на небе открыть, крепко дружить, не бояться «другого». Друг мой в коляске, а что здесь такого?
Едет он с нами наперегонки, вместе рыбачим мы с ним у реки. Нет между нами преград и обид, Он самый лучший, наш друг-инвалид!
Годы пройдут, и мы станем взрослее, ростом повыше, по жизни мудрее, и поменяется мир весь вокруг, но рядом останется преданный друг!
В: Ребята понравилось вам стихотворение? О чём в нём говорится?
В: все мы разные, каждый имеет свои особенности, но мы все люди и мы должны дружить.
Пальчиковая гимнастика. «Дружба»
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Соединять пальцы в "замок").
С вами мы подружим Маленькие пальчики. (Касание кончиков пальцев обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять. (Парное касание пальцев от мизинцев.)
Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)
В: А сейчас представьте такую ситуацию: вы предлагаете другу сыграть в шашки или лото, а он говорит, что хочет покататься на велосипеде. Как вы поступите в этом случае?
Ответы детей.
В: Ну что же, молодцы!
В: А теперь представьте такую ситуацию: вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые ждут своей очереди. Что вы будете делать?
Ответы детей.
В: Правильно! Немного покачаетесь и уступите другим ребятам. Вот в стихотворение "Качели" дети тоже умеют дружить.
Качели.
Представьте, качели - ковер самолет.
На нем отправляюсь в далекий полет.
Лечу над полями, лечу над рекой,
А вам на прощанье махну я рукой.
Потом приземлюсь и друзьям во дворе,
Я дам полетать на волшебном ковре.
В: Я вам приготовила еще одно стихотворение, послушайте повнимательней его.
Подъемный кран.
У меня подъемный кран,
С ним играть я буду сам!
Кран мой новенький, блестящий,
Он совсем как настоящий.
Никому его не дам-
Это мой подъемный кран!
В: Что можно сказать об этом ребенке?
Ответы детей.
В: Конечно, в стихотворении говорится о жадном мальчике. А ведь не зря люди приметили:
Кто жаден, тот в дружбе не ладен,
А кто щедрый, тот в дружбе верный.
В: Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и
Друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.
В: Настоящий друг познается в беде.
В: Какие ещё пословицы вы знаете о дружбе?
Один за всех и все за одного.
В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.
Нет друга- так ищи, а нашел- береги.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Дружба и братство дороже богатства.
Дружба в делах помощница.
Дружбу помни, а зло забывай.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Друзья – не разлей вода.
Физ. минутка.
Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)
Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)
Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)
И друг другу улыбнитесь
Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)
И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
В: Ребятки, мне хочется рассказать вам сегодня еще одну историю:
Гуляли по парку две подружки, шли по тротуару и все им места не хватало: то толкнут друг друга, то перегонят. Увидели они художника и попросили нарисовать их. И вы знаете картина получилась очень странная. ОН нарисовал девочек одетых в одно платье. А подписал картину художник так: "Вместе тесно, а врозь хоть плач".
В: А вы можете объяснить эту картину и пословицу?
Ответы детей.
В: Молодцы, ребята. Друзья - это те, кто всегда рядом и с кем тебе хорошо вместе.
В: Сегодня мы с вами говорили о дружбе и друзьях.
В: Я предлагаю поиграть в игру "закончи фразу" ведь с вами тоже дружат и
выбирают самые хорошие ваши качества.
Послушайте фразу и закончите её: "Я думаю со мной дружат потому что. "
Ответы детей.
В: Вот видите, сколько хороших качеств дружбы.
Сейчас я предлагаю сесть на стульчики.
Мы с вами много говорили о дружбе, и я сделала про вас, дружных детей,
Небольшое кино. Давайте его посмотрим.
Просмотр презентации «Мои друзья»
Конспект занятия в подготовительной группе
«Дом Дружбы»
Воспитатель 1 категории: ГБОУ Детский сад
№ 000 г. Москва
Задачи:
Обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;
Конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;
Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);
Воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу;
Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;
Развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;
Продолжать работать над осознанием основных эмоций: радости, гнева, печали, удивления, страха;
Учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов;
План:
1. Приветствие.
2. Составь слово.
3. Мозговой штурм.
4. Игра «Семьи слов».
5. Игра «Мир без друга».
6. Игра «Паутинка добрых слов».
7. «Радостный салют».
8. Физкультминутка».
9. Пословицы и поговорки о дружбе.
10. Игра «Определи настроение».
11. Игра «Покажи настроение».
12. Игровое упражнение «Определи поступок».
13. Составь правила.
14. Портрет друга.
15. Завершение занятия.
Оборудование: письмо, кирпичи из картона для дома, буквы, акварель , кисточки, трубочки для коктейля, восковые мелки; маленькие и большие кружки для рисования; пиктограммы эмоций.
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Воспитатель : Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад?
Дети : Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»
Воспитатель : Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом. Когда я хлопну, один раз в ладоши вы пожмите друг другу руки. Два хлопка - дотроньтесь локтями. Три хлопка - спинами.
Игра «Поздороваемся».
Воспитатель :
Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Шапокляк.
Дети : Письмо прислала Шапокляк. Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?
Дети : Да, она улетела на воздушных шариках .
Воспитатель : Посмотрим, что же Шапокляк нам пишет.
Воспитатель зачитывает письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город. Но и тут я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуйста, найти друзей. Я больше никогда не буду вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.
Воспитатель : Как же мы можем помочь Шапокляк?
Дети : Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.
Воспитатель : Давайте построим дом дружбы, как герои известного мультфильма и позовем туда жить Шапокляк. Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич это часть дома, нашего дома Дружбы.
1 задание: Составь слово. Нужно составить слова из букв, которые находятся перед вами на доске: р д у б а ж.
Какое слово получилось? «Мозговой штурм» - что такое дружба?
Воспитатель : Как вы думаете, с чего начинается дружба?
Воспитатель : А с кем можно дружить?
Дети : С тем, кто нравиться тебе. С тем, кто делиться с тобой. С тем, кто не обижает тебя.
Воспитатель : Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?
Дети : Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.
Воспитатель : Друзья познаются в счастье или в беде?
Дети : В беде друзья всегда помогут.
Воспитатель : Приятно ли вам, когда друзья разделяют с вами радость? А неприятности? Что друзья могут делать вместе?
Дети : Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т. д.
Воспитатель : Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый кирпич дома Дружбы.
Игра «Семьи слов». Подходят к мольберту. На нем закреплен рисунок дерева, в корнях которого написано слово «Дружба».
Воспитатель : Что за слово хранит это дерево? (ребёнок читает). У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова похожие на него.
Дети : Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.
Воспитатель : Молодцы! Мы прошли второй этап пути. И можем заложить еще один кирпич дома дружбы.
Воспитатель : Хочу предложить вам ещё одну игру, которая называется «Мир без друга». Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его:
Мир без друга был бы не интересным, потому что…
Мир без друга был бы безрадостным, потому что...
Мир без друга был бы мрачным, потому что...
Воспитатель : Третий кирпичик дома дружба мы заложили. Идём дальше.
Воспитатель : А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
Воспитатель : А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
Дети : Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.
Воспитатель : А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?
Дети : Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.
Воспитатель : Четвертый кирпичик дома дружбы мы заложили. И, раз у нас у всех такое радостное настроение, давайте устроим «Радостный салют». Садитесь за стол, берите краски, кисточки, капайте на бумагу разноцветные капли, дуйте на них из трубочек. Вот так. Хорошо. Здорово. Чудесно. Прекрасно. И с этим заданием справились. Ставим пятый кирпичик.
Физкультминутка
Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.
Упражнение-разминка. «Теремок». Продолжительность 2 мин.
На поляне теремок,
(Ладони сложить «домиком»)
Дверь закрыта на замок
(Сомкнуть пальцы в замок).
Из трубы идет дымок
(Поочередно из всех пальцев сделать колечки)
Вокруг терема забор
(Руки перед собой, пальцы растопырить).
Чтобы не забрался вор
(Щелчки каждым из пальцев поочередно)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
(Кулаком постучать по ладони)
Открывайте!
(Широко развести руки в стороны).
Я ваш друг!
(Ладони сомкнуть одна поперек другой)
Воспитатель : Чтобы получить этот кирпичик, мы должны с вами вспомнить пословицы о дружбе.
Пословицы:
Ссора до добра не доводит.
Нет друга – ищи, а нашел, береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех, и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Лучше честный враг, чем коварный друг.
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Друзья познаются в беде.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Воспитатель : Молодцы много знаете пословиц о дружбе! Шестой кирпичик положили.
Игра «Узнай настроение». А как можно узнать настроение у человек? Правильно, по лицу. Вот здесь расположены картинки с разными лицами. Найдите человечка, у которого грустное настроение, веселое, человечек, который испугался, удивился, разозлился. Давайте поиграем. Игра «Раз, два, три …покажи»… Я вам буду давать команды. Например, раз-два-три, как я испугался (удивился, опечалился, разозлился, обрадовался) покажи. Вы должны показать на лице страх. А как еще можно узнать настроение человека? Правильно, по интонации, с которой он говорит. Я буду произносить фразу, а вы будете называть настроение, с каким я его произнесла.
Фразы:
Как же мне не плакать. Была у меня избушка деревянная, а у лисы ледяная. Пришла весна. У лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.
Вот так дела?! Мою избушку лиса заняла!
Пойдем. Я ее выгоню.
Одеваюсь. Шубу надеваю.
Как выскочу, как выпрыгну. Пойдут клочки по закоулочкам!
Воспитатель : Справились с задание, вот и следующий кирпичик. Следующее задание называется «1, 2, 3 о картинке расскажи».
Воспитатель : Еще один кирпичик дома Дружба мы заложили. Теперь о дружбе вы знаете все. Пришло время составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни. А я эти правила запишу в нашу книгу друзей.
Помогать другу.
Быть честным.
Уступать.
Не бояться просить прощения.
Не грубить.
Не жадничать.
Не злиться.
Воспитатель : Как много трудных заданий мы выполнили, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Благодаря вашим стараниям дом Дружбы получился большим и красивым. Но, чего-то, по-моему, не хватает?
Дети : Людей. Жильцов.
Воспитатель : Кто будет жить в доме Дружбы? В окошках нужно поместить друзей, чтобы было светло, весело!
Рисуют портреты друзей, помещают их в окошках дома Дружбы.
Воспитатель : Замечательные работы у вас получились. Посмотрите, как озарился дом Дружбы, радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец! В завершение занятия проводится упражнение «Всем-всем, до свидания!» - упражнение на объединение и сплочение детей в группе. Дети образуют круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем-всем, до свидания!», затем убирают кулачки.
Литература
1. , Нилова общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – Пресс», 2003.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду \ Под ред. , . - СПБ.: «Детство – пресс», 2001.
3. План – программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада. \ Сост. и др.; под ред. . – СПБ.: «Детство – пресс», 2003.
4. Серия Демонстрационный материал для фронтальных занятий, Пословицы и поговорки: иллюстрации – «Книголюб», Москва.
Конспект открытого занятия. Тема занятия: «Секреты дружбы».
Вид занятия: Социально – личностное.
Тип занятия: Познавательное.
Тема занятия: «Секреты дружбы» (кружковая работа по социально-личностному развитию «Мир моих возможностей).
Возраст детей: 6-7 лет (дети подготовительной группы).
Способ организации детей на занятии : с подгруппой детей 10-12 человек.
Предварительная работа: проведение беседы на тему «Что такое дружба?», разучивание пословиц, стихотворений и песен о дружбе, подвижных игр и физкультминуток, проведение кружковой работы «Мир моих возможностей»; прослушивание аудиозаписи детских песен о дружбе: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”, музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского “Улыбка”, музыка Е. Крылатова сл. Ю.Яковлева “Колыбельная медведицы”; музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Настоящий друг, просмотр мультфильмов «Верные друзья», «Заюшкина избушка», «Теремок» и т.д.
Наглядный дидактический материал, который обеспечивает формирование чувственного опыта у дошкольников: объемный макет «искусственное дерево», макеты разноцветных конфет, карточки с буквами (друзья, дружба), сюжетные картинки к игре «Зашифрованные картинки», картинки с эмоциональным состоянием людей к упражнению «Мимика».
Цель занятия: Формирование у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим.
Задачи: Обучающая: Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков и различать эмоциональные состояния друг друга;
Развивающая: Развивать социально – нравственные чувства, взаимопомощь, а также совершенствовать коммуникативные навыки;
Воспитывающая: Воспитывать справедливое отношение друг к другу и нравственные формы поведения.
Основные части занятия:
Вводная часть: Приветствие
— Прослушивание аудиозаписи «Дружба начинается с улыбки»
— Упражнение «Улыбка»;
— Упражнение «Назови соседа ласково по имени».
Основная часть: Сюрпризный момент макет необычного дерева с разноцветными конфетами
— Словесная игра «Мир без друга»;
— Игра «Собери слово»;
— Упражнение «Продолжи пословицу»;
— Игра «Зашифрованные картинки»;
— Упражнение «Мимика»;
Заключительная часть: Подведение итогов
— Упражнение «Назовем секреты дружбы»;
— Ритуал прощания «Подари тюльпан другу»
Физкультурная пауза, связанная с содержанием занятия:
— Пальчиковая гимнастика «Дружба»;
— Физкультминутка «Дружно встали на разминку»
Последующая работа:
— Проведение викторины «В дружбе наша сила»;
— Проведение занятий социально – личностного развития «Мир моих возможностей»;
— Продолжить изучение народного фольклора (пословицы и поговорки о дружбе); детских песен и стихотворений.
— Наблюдение за детьми в различных видах деятельности (игра, обучающие занятия, прогулки, спортивные праздники, тематические утренники, участие в районных и городских конкурсах).
Ход занятия
Вводная часть занятия:
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки», ребята становятся в круг.
Социальный педагог: — Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
И не случайно я включила эту песню. Каждый из вас догадался, чему посвящена наша встреча?
Дети (хором): — Дружбе!
Социальный педагог: Верно, дружбе. А также ребята, нам предстоит пройти различные испытания и разгадать «секреты дружбы». Будьте внимательны!
Так с чего же начинается дружба?
Дети (хором): С улыбки!
Дети выполняют упражнение «Улыбка».
Социальный педагог: Молодцы, ребята! Вот так легко мы с вами разгадали первый «секрет дружбы», который был «спрятан» в песне «Дружба начинается с улыбки».
А сейчас будем приветствовать друг друга с помощью вежливых слов!
Проводится упражнение «Назови соседа ласково по имени». Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Славик!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Танюша!», «Добрый день, Ванюша!» и т д.
Дети выполняют.
Социальный педагог: Молодцы, ребята! Мы сейчас все были приветливы друг с другом! Это и есть второй «секрет дружбы».
Основная часть занятия:
Социальный педагог: (дети садятся на стульчики, образуя круг).
— Ребята, на этом наши испытания не заканчиваются, а продолжаются и поможет мне вот это необычное дерево, на котором растут цветные конфетки. А в конфетках зашифрованы «секреты дружбы» — И так, готовы?
(Социальный педагог приглашает по одному ребенку и сообщает инструкцию).
Ребенок:
— Желтую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Социальный педагог: «Можно ли прожить без друга?»
Социальный педагог:
— Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его.
Проводится словесная игра «Мир без друга».
— Мир без друга был бы не интересным, потому что…
— Мир без друга был бы безрадостным, потому что….
— Мир без друга был бы мрачным, потому что…
— Мир без друга был бы скучным, потому что…
Социальный педагог:
— Молодцы! Мы прошли и этот этап испытания.
Социальный педагог проводит пальчиковую гимнастику «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один. (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.
Социальный педагог: Все молодцы! Проходим следующее испытание.
Ребенок: — Красную конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Социальный педагог: — Нам необходимо собрать два слова из букв.
Ребенок: — Ой, а мне понадобиться помощь друга!?!
(На помощь приходит друг).
Дети собирают слова. Социальный педагог (проводит игру «Собери слово!»)
В конверте карточки с буквами. Нужно правильно составить слова:
«дружба» и «друзья». Дети читают слова.
Социальный педагог: И с этим справились!
Ребенок: — Синюю конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Социальный педагог: Вы все знаете много пословиц о дружбе, предлагаю их вспомнить. Я буду произносить начало пословицы, а вы – ее продолжение.
(Начинает ребенок, который держит конфетку в руках).
- Нет друга, так ищи (а найдешь, так береги).
- Друзья познаются (в беде).
- Не бросай друга (в несчастье).
- Крепкую дружбу (и топором не разрубишь).
- Где дружбой дорожат (там и враги дрожат).
- Сам себя губит (кто других не любит).
- Дружба и братство (дороже любого богатства).
- Старый друг (лучше новых двух).
- Дружба в делах (помощница).
- Дружба как стекло (разобьешь — не сложишь).
- Дружбу помни (а зло забывай).
- Новых друзей наживаю (а старых не забываю).
— « Был бы друг, (будет и досуг)»
— «Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)»
— «Рожь да пшеница годом родится, (а верный друг всегда пригодится)»
Социальный педагог: Молодцы, ребята! О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
Дети:
— Друзья в трудную минуту должны помогать друг другу.
— Беречь дружеские отношения.
— Дружить искренне.
— Поддерживать друг друга.
— К друзьям относится с уважением.
— Помнить о своих друзьях.
Социальный педагог: Вот сколько «секретов дружбы» содержится в народной мудрости.
Социальный педагог проводит физкультминутку: Физкультминутка «Дружно встали на разминку».
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку,
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри
(Дети наклоняются назад, упираясь ладонями в поясницу)
Наклоняемся вперед
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Дружно делаем по счету.
(Наклоны вперед).
Ребенок: — Зеленую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Социальный педагог: Следующий секрет «зашифрован» в картинках.
(Социальный педагог показывает сюжетные картинки).
Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации.
— Это еще один секрет дружбы – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей.
Ребенок: — Оранжевую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Социальный педагог: — Много опасностей подстерегают дружеские отношения: обидные слова, грубость, драки, злость, слезы по пустякам, капризы. Давайте покажем мимикой свое плохое настроение, и будем стремиться к хорошему настроению.
(Социальный педагог демонстрирует картинки с эмоциональным состоянием людей)
Дети выполняют упражнение «Мимика».
Социальный педагог: — Вот вам и удалось справиться с плохим настроением и раскрыть «секрет дружбы» — хорошее настроение.
Ребенок: — Фиолетовую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…
Социальный педагог: — А теперь давайте попробуем узнать своего друга по голосу. Следующее испытание так и называется “Узнай по голосу – кто сказал?”.
Водящий ребенок, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей сказал: “Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь”.
Заключительная часть занятия:
Социальный педагог: Молодцы, вы настоящие друзья! Как много разных испытаний мы прошли, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными, и хорошими товарищами. Значит мы с вами самая дружная семья. Посмотрите, как озарилась наша группа радостными улыбками, согрелась теплом дружеских сердец! Давайте еще раз назовем все «секреты дружбы»?
(Дети называют). Подведение итогов занятия.
— Что для жизни нужно?
Дети (отвечают хором): Солнце!
— Что для дружбы нужно?
Дети (отвечают хором): Сердце!
— Что для сердца нужно?
Дети (отвечают хором): Счастье!
— Что для счастья нужно?
Дети (отвечают хором): Мир!
Ритуал прощания «Подари тюльпан другу».
Жил – был Тюльпанчик. (Ладошки изображают открытый бутон).
Наступила осень, подул холодный ветер. (Дуют холодным воздухом на ладошки).
Тюльпанчику стало холодно, он закрывается, ему грустно. (Ладошки смыкаются, лицо грустное).
Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветерок. (Дуют теплым воздухом на ладошки).
Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. (Ладошки открываются, дети нюхают цветочек, личики радостные, хлопают в ладоши.)
Дети дарят друг другу воображаемый тюльпанчик и прощаются.
Дети становятся в круг, берутся за руки и говорят: — До свидания, Настенька! До свидания, Сашенька! И т.д.
Социальный педагог: — До свидания, ребята!
Список методической литературы, которая использовалась при подготовке конспекта занятия:
1.Акимова Г.Е. Занятия с ребенком от рождения до шести лет: Расту, играю, развиваюсь! Екатеринбург, «У-Фактория», 2006
2. Алябьева Е.А. Детский сад с любовью: игры для детей 4 -7 лет: развитие речи и воображения, Москва, «ТЦ – Сфера», 2009.
3.Гришечкина Н.В.Золотая коллекция игр – 150 лучших развивающих игр для детей 5 – 7 лет, Ярославль, «Академия развития», 2008.
4.Дмитриева В.Г. 365 развивающих игр и упражнений для детей от рождения до 7 лет, С- Пб., ООО «Сова», 2008.
5. Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду 5 – 7 лет, Ярославль, «Академия развития», 2008.
6.Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников, Москва, «ВАКО», 2006.
7.Кузнецова А.Е. Азбука развития – 205 развивающих игр для детей 3 -7 лет, Москва, ООО «РИПОЛ КЛАССИК ДОМ», 2008.
8.Смирнова М.В. 2500: скороговорок, пословиц, поговорок, загадок, ЗАО «ОЛМА – МЕДИА ГРУПП», 2009.