Завершился I Всероссийский конкурс дневников приемных семей «Наши истории» Благотворительного фонда Тимченко. Лауреаты конкурса вместе с семьей приедут в Москву на церемонию награждения, которая состоится завтра, 24 ноября, в Государственном историческом музее.

На рассмотрение жюри было представлено 432 работы из разных областей Российской Федерации.

Мы представляем историю, получившую Гран-при конкурса — историю Ирины Ларионовой из Новосибирска. У Ирины и ее мужа Василия – 2 приемных сына.

«Ну, как я вам?»

Я впервые поняла, как можно утонуть в глазах ….. Этот день был шесть лет назад, а как вчера! Приехали в приют 29 декабря — все спешат, канун Нового года. Малыша предупредили, что едут «тетя Ира и дядя Вася», ведь ему только исполнилось 5 лет, всего пару недель назад. И вот он ждет, мы едем по разбитой зимней дороге из Новосибирска в область, подъезжаем — коленки дрожат: как увидимся? как встретит? что скажет? обрадуется или нет?
Заходим. Встретили нас радушно, как своих, идем к лестнице, поднимаемся (лестница с изгибом — верхнюю площадку не видно), я поднимаю голову и чуть пакет с гостинцами не падает из рук. Столько глаз! Наконец, вижу ЕГО — вот тогда я и утонула в глазах, как в космосе. Не было никого вокруг, только я и малыш.

И сейчас, когда у меня и неудачи, и победы, я сразу вспоминаю ту минуту.

Едем домой: он на заднем сиденье, в кресло вжался (хотя знал нас уже хорошо), тихий-тихий. А вокруг все искрится от белого снега: поля, дорога, кроны деревьев, крыши деревенских домов… Дорога долгая — часа два по трассе – и весь путь мы так и ехали молча, смотрели друг другу в глаза.

Поднялись в квартиру, раскутались от зимней одежды. Малыш в огромной квартире, как мышонок, съежился, в глазах вопрос: ну, как я? Как мне быть здесь?

Месяца три вообще не отлипали друг от друга, жили, как приклеенные: мы с папой накрывали журнальный столик и гостили у своего малыша, в его маленьком детском миру, полном страхов, боли, отчаяния, холода и голода. И потихоньку тот мир уходил, отпускал малыша: глазки засияли, и петь мы стали, и танцевать, и играть учиться: да-да, именно играть, — даже элементарно, машинками, раньше не умели.

Раскрепостился он, и появилась необходимость в помощи специалистов — психологов. Нашими первыми помощниками стали психологи из «Солнечного круга». Сколько часов провели мы с ними! Малыш учился жить в другом мире: без боли и холода, без криков и ссор: в мире, где есть мама и папа (мамой и папой мы стали на второй день и всю ночь тогда от радости проплакали в подушку).

У него я училась любить «просто так»

Так мы пошли рука об руку, каждый шаг делая вместе, сплелись как канатик: вроде и не очень мощный, а не разорвать. Столько было моментов в жизни, когда дух захватывает то от счастья, то от отчаяния: было все. А главное, люди по пути попадались душевные, не равнодушные, и в опеке, и везде.

Ведь вопросов миллион, а ответ не всегда найдешь в одиночку. До сих пор дружим со всеми, кого встретили на пути.

Малыш наш такой общительный, доброжелательный, талантливый и искренний.

Рядом с ним весь мир становился добрее и радостней. Через год нас почти весь район наш знал, со всеми он поболтать успел. На всех лавочках посидим и всех бабушек вниманием не обделим, с ребятами со всеми перезнакомились.

Я впервые встретила человечка, который любит весь мир, любит просто так: искренне, от всего сердца и нам — взрослым — было чему у него поучиться!!! Маленький человечек, который видел только боль и страх, любил жизнь во всех ее проявлениях, он любит людей, и что удивительно, – ВСЕХ.

К вам идет Дед Мороз

Новый год. Заказали Деда Мороза домой для Саши. Нарядились. Елку приготовили и подарки: сидим, ждем, нет и нет нашего Дедушки. Уже все глаза проглядели, а малышу-то про сюрприз не рассказали: он томиться в костюме, чего-то ждет, а чего — пока сам не знает.

Что поделать, не пришел Дед Мороз, конфуз, но мы не теряемся, достаем подарки, едим сладости, играем! Так и не понял малыш, что это родители затевали, чего от него хотели?

Проходит два дня, все дома на диване, гостей не ждем и вдруг телефонный звонок: к вам поднимается Дед Мороз!!! По лестнице уже идет к квартире! Что делать, костюм на Сашу надеть не успеваем, хорошо, что из подарков осталось что-то в закромах. Звонок в дверь, открываю, быстро прячу в мешок Дедушки подарки, заходим в комнату и… У ребенка ступор, он впервые Деда Мороза в шесть лет увидел. Испугался. Стоит, будто не мальчик, а Буратино деревянный.

Дед ему и песни, и танцы, и шоу с шарами. Ну, минут через пятнадцать наш Буратино ожил. Тут уж и до стихов дошло, и до фото с Дедом. Правда, когда Дед Мороз решил малыша на руках покачать, Саша опять Буратиной стал. Дед его на руках держит, а Санька руки вытянул, как палочки параллельные перед собой, и замер. Дед Мороз чуткий попался, с рук нашего парня спустил и опять давай хороводы водить. Санька опять оттаял.

Ушел Дедушка, а мы долго еще тихо сидели и не верили, что это такое было. А малыш наш потом класса до третьего на всех елках Дедов Морозов трогал, в глаза заглядывал — искал того самого, НАСТОЯЩЕГО, который домой приходил.

Спасибо человеку-педагогу!

Дни летят и года, не замечаешь их в суете. И, кажется, еще совсем сынок твой малыш, а взглянешь — нет!

Скоро 11 лет, и шесть лет нашей жизни прошло как один день. И вот вспоминается первый его сольный выход на сцену. Генеральная репетиция: в зале много людей, Санька выходит, что-то поет или пытается спеть, я подсказываю из зала, педагог по вокалу тоже. Все спели. Спускается со сцены, а микрофон из его рук мы взять не можем — так вцепился! С трудом микрофон вернули, а он еще так с полчаса со сцепленными ручками стоял. И снова спасибо отличному человеку-педагогу по вокалу: запел парень, втянулся, и нам такая радость услышать от сыночка: «пение — моя жизнь!»

ЖИЗНЬ! РАДОСТЬ! СЧАСТЬЕ! ДОБРО! ТЕПЛО! УЧАСТИЕ — такие вроде простые слова, каждый день их слышим и говорим, но сколько они значат для тех, кто в них нуждается, тех, чья жизнь от них зависит. Я так переживаю каждый момент жизни нашей семьи и понимаю: не будь рядом столько добрых и по-настоящему отзывчивых людей — не добиться бы нам таких результатов, насколько тяжелее и запутанней был бы наш путь.

Идем с мальчишками по дороге, а там котенок, грязный, несчастный, и, конечно: «Мам! ну мам!». Понимаешь: без котенка не уйти, и берешь, и несешь, и моешь, и кормишь, а все потому, что отказать своим детям в милосердии и сострадании ты не в силах!

Для меня нет важнее ничего в мире, чем счастливые и спокойные глаза моих детей: да-да, потому что я видела их глаза другими: полными слез, обид, разочарования… Все можно отдать за то, чтобы и не вспомнили наши детки, что когда-то было по-другому. И так бежишь и летишь, и скачешь, и пытаешься каждый день своих детей сделать радостным, чтобы верили они, что счастье можно создать своим руками: пусть маленькое, незаметное другим, но важное и общее для тебя и твоих близких.

Мы стараемся научить этому своих детей, потому и важен так для нас каждый день, потому мы и сила, когда вместе, когда рука к руке.

Второй

Сколько боли было в моем сердце, когда старший сын сказал: «У меня не будет семьи, а будет собачка или мальчик из детского дома». Вот годы сиротства!

Дорог в нашей жизни много, и мы идем, выбирая свой путь. И дней в нашей жизни много: мелькают, проносятся, но есть такие, которые остаются с нами навсегда.

Был еще один день и глаза второго ребенка: пришла в детский дом за долгожданным вторым сыночком и пока ждала … в общем, ушла совсем с другим.

Первое время — обнимашки, но и притирка, понятно. Мальчик взрослый — 11 лет. Ух. Было по-разному. Помогает только любовь, и еще помощь: психологов, опеки. Путь трудный, но радостный.

Помню всех, кто нам помогал

А сколько воспоминаний! И совместные праздники с такими же детками, и взаимопомощь приемных родителей. Вместе пойти в парк, устроить соревнования, попить чая, — казалось бы, простые радости, а для нас это радости — общие, ведь мы вместе прошли столько всего… Так приятно и так нужно видеть улыбки людей, тех, кто рад тебе, понимает тебя без слов и радуется, и огорчается вместе с тобой!

Так и всплывают в памяти дни, о которых хочется рассказать: начнешь рассказывать и не остановиться, а все оттого, что каждый день с нашими детками, как первый.

Отправляла сыночков в лагерь в летний – думала, и дня разлуки не переживу. Выдержала три. Примчалась, а дети счастливы! Даже не вспомнили, что телефоны отключили! Думали с мужем: передохнем летом хоть месяц, мальчишки на отдыхе, так нет! Пусто в доме без них и одиноко.

Родительский день в летнем лагере. Жара. Дети все взволнованы ожиданием праздника. Как же — родителям похвастать успехами. Смотрим с папой, и сердце замирает. Значит не зря все. Не напрасны все бессонные ночи, и слезы, и тревоги. И перед глазами лица людей, кто всегда рядом и помогал.

«Мам, возьмем котеночка!»

Животных в доме полно, живем-то в частном доме: три собаки, две кошки, птички, черепашки, но вот идем с мальчишками по дороге, а там котенок, маленький такой, грязный, несчастный, голодный, и, конечно: «мам! ну мам!». Понимаешь: без котенка не уйти, и берешь, и несешь, и моешь, и кормишь, а все потому, что отказать своим детям в милосердии и сострадании ты не в силах!

Не подобрать слов, чтобы все рассказать и передать те чувства и нас, родителей, и наших детей.

Мы все стараемся быть счастливыми и идем в эту страну счастья вместе. Кто-то быстрее, кто-то медленнее, кто-то успешно, кто-то не очень, но все мы хотим одного — здоровья и счастья своим детям, родным и себе.

И так бежишь и летишь, и скачешь, и пытаешься каждый день своих детей сделать радостным, чтобы верили они, что счастье можно создать своим руками: пусть маленькое, незаметное другим, но важное и общее для тебя и твоих близких

Мы точно знаем с мужем, что не ошиблись, став родителями — приемными родителями, хотя, вот откровенно, мы — РОДНЫЕ!

Я горжусь, когда слышу «мам, мам» и хочется идти вперед, лететь!

И в сердце разрываются салютики от нежности и любви к своим детям!

1 сентября — каждый раз замирает сердце, когда ведешь ребенка в школу, пусть уже не за ручку, но рядом «плечом к плечу»!

Мы говорим дети — цветы жизни! А насколько это сравнение точно? Дети — это труд каждый день, это промахи, это успехи, это слезы и смех, это рваные штаны, двойки и пятерки, праздники, …всего не перечислить! Дети — это просто жизнь, сама жизнь. Бывает, поругаемся так, что «перья летят», а потом сядем на диванчик, обнимемся, прижмемся — ну куда роднее!

Сайт Милосердие.ру благодарит Фонд Тимченко, организовавший Первый Всероссийский конкурс дневников приемных семей «Наши истории» за предоставление материалов

Дети - это цветы жизни! Утверждение, которое очень часто звучит из уст взрослых. Что же именно они подразумевают сравнивая детей с цветами? Скорей всего это сравнение идет от того, что за детьми, как и за цветами, нужен чательный уход и забота. Но все ли взрослые понимают какой именно уход необходим и в чем должна проявляться забота? Что от их действий и поступков зависит то, какой вырастит человек? Или, переводя вновь на сравнение, насколько рано или поздно завянит цветок?

Появление ребенка в семье - это прежде всего ответственность за то, какого человека эта семья выпустит в общество, каким он отправиться в свободное плаванье и как он сможет прожить счастливую и длительную жизнь. В связи с этим взрослые должны осозновать то, каким образом они будут воспитывать своего ребенка, знать какие есть важные моменты в воспитании и развитие и какие необходимо создавть условия, чтобы он рос здоровым, полноценным и счастливым.

Мало кто из родителей еще до рождения готовятся стать родителями, ведут правильной образ жизни, еще находясь в утробе, создают ребенку благоприятные условия для развитмия и интересуется психологией детей. А ведь это очень важно знать какие есть основные возрастные периоды и кризисы, особенности развития физиологической, эмоциональной, интеллектуальной сферы, какие качаства необходимо формировать в той или иной период, какие условия необходимо создавать, чтобы ребенок разивался, да и многое другое. Но главное родители должны осознавать, что ребенку необходима их любовь и внимание.

Сейчас, чаще всего, родители перекладывают ответственность за воспитание на других: бабушек, нянь, воспитателей и учителей. Это связано с тем, что многие из них считают важным создание максимально улучшеной материальной атмосферы, т.е чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вот проблема в том, что в такой ситуации, ребенок лишается максимальной материнской, да и отцовской любви и заботы, что необходимо ему гораздо больше, чем все игрушки и вещи вместе взятые. Конечно важно в каких условиях будет расти ребенок, но важнее то, насколько его родители будут уделять ему внимание в виде соместных игр, прогулок, чтения книг, просмотра видио, насколько часто он будет ощущать их присутствие и непосредственный контак. Есть одна замечательная история, которая наглядно показывает важность присутствия родителей в жизни ребенка и важность для ребенка чувствовать и ощущать их любовь:

"Жила-была маленькая девочка. Были унее мама и папа. Девочка знала, что ее любила мама, но не понимала, как. Мама всегда была занята, всегда грустная и уставшая. А папы или не было дома, или он сердито разговаривал с мамой.

Очень часто девочка жила у бабушки, которая ее, наверное, тоже любила, но была строгой. И мечтала девочка о дне, когда увидет маму. Но маму около себя она видела, когда начинала болеть. И поэтому болеть девочка очень любила.

Однажды, когда мама была очень далеко, в другом городе, девочка не сумела рассчитать своих сил и заболела так, что ее положили в больницу. Без мамы. Девочка была очень напугана, решила, что не кому не нужна, если ее отправили жить в чужой дом, с чужими тетями, где ей делают только больно.

Не успела девочка понять, за что ее так наказали, как кто-то сказал, что ей нельзя выходить даже в коридор. И тут девочка подумала, что хуже, чем она, никого на свете нет. И смирилась.

Она не стала сопротивляться. Она легла на кровать. Девочка не видела, ради чего можно захотеть подняться вновь.

Однако надежда, что вдруг появиться мама, очень хрупкая надежда - маленькими лучиками - еще оставалась.

Время от времени девочка выходила из забытья, откуда-то из темноты, и видела то тарелку на тумбочке с нетронутой манной кашей, которая казалась деревянной, то бутылочки и трубочки, по которым что-то капало и капало...И увидев иглу в своем теле, очень удивлялась, что не чувствует боли.

А мамы все не было...Один за другим затухали лучики надежды.

ОНА НЕ ЗНАЛА, сколько дней и недель прошло.

Открыв глаза, девочка девочка увидела на сером пододеяльнике белого червячка и не смогла вспомнить, что с ней и где она. Только смотрела и смотрела на червячка. И увидела себя словно со стороны. Она и это маленькое живое существо - не противное, не прикрасное - никакое. Рядом...

Погас последний лучик.

Девочка закрыла глаза. Она ничего не видела и не слышала. И только темнота. Девочка почти "там"...

Вдруг- очень слабое ощущение тепла! Откуда-то скозь стены. Она боялась поверить. Напрягалась. Да, даже "оттуда" она почувствовала свою маму.

Девочка знала, что мама ее любит, но не понимала как.

Девочка еще не видит и не слышит, но как-то понимает, что мама не сама пришла, что маму позвали посмотреть на девочку.

Девочка еще не знает, нужна ли она маме теперь. Она напряглась. Она ждет...

Вдруг она чкствует, как тепло, мамино тепло окутывет ее с головы до ног. Девочка открывает глаза, видит маму.ю но скорее догадывается, чем слышит: "Доченька, ты что-нибудь хочешь?"

Девочка, все еще боясь поверить, скорее думает, чем говорит: "Порисуй мне".

Это первое пришло в голову, чтобы проверить, убедиться, не откладывая: правдв ли, что для нее, для девочки , что-то хотят сделать?

И мама поняла... И начала рисовать. Мама рисует с упоением. В девочке просыпается почти угасшая душа. Она уже видит и слышит. Она понимает, что мама рисует для нее. Для девочки! Ради девочки!

Кажется, и мама боится поверить, что дочь ее уже здесь, с ней. Мама чувствует, что как только она перестанет рисовать, девочка опять уйдетот нее, уйдет насовсем.

И мама рисует. Старательно. Почти не дыша. Не отвлекаясь.

У девочки будто растут крылья. Она просит посадить ее. Она хочет видеть свою маму. И как мама рисует.

А мама рисует оранжевый кленовый листок. Потом куклу. Потом еще что-то...Девочка смотрит и смотрит.

Открывается дверь, входит женщина в белом халате и от изумления будто натыкается на стеклянную стену. Вбегает еще кто-то...И еще. Все стоят и смотрят.

Мама с девочкой чувствуют себя немного виноватыми. Мама не поднимает головы, боиться оторвать карандаш от бумаги.

И все лучики надежды вдруг снова вспыхнули, ожили и превратились в оранжевое солнце на мамином рисунке"

Это реальная история. Девочке было 7 лет, она попала в больницу, потому что утратила любовь не просто как воприятие маминого тепла, а как чувство - главную смыслообразующую ценность, присущую личности. Маму вызвали попрощаться с ребенком. Еще немного - и было бы поздно. Но мама выступила в роли интуитивного психолога. Не словами, а действиями она доказала и показала дочери, что эта жизнь стоит того, чтобы ее продолжать, потому что любовь никуда не исчезла. Девочка поверила в реальное мамино присутствие и ее любовь, и именно действия мамы, убедили девочку в том, что она нужна ей и что она - личность , т.е. человеческое сучщество, принятое внешним миром и осуществляющее с ним эмоциональное и осмысленное взаимодействие.

Возвращаясь к цветам, дети, как и цветы без любви и заботы могут быстро завянуть и ответсвенность за это лежит перед родителями. И как уже говорилось выше, забота не должна проявлять только в материальном обеспечении жизни ребенка, ведь дети, если мы им не внушаем, что это важно и это главное, не осознают той ценности вещей, которой придаем ей мы. Дети гораздо счастливей, когда их мама и папа вместе с ним играют, например, в прятки или догоняшки, или когда они вместе читают книгу, гуляют в парке, кормят птиц, когда ребенок задает вопросы, и родители отвечают ему, когда он хочет делать что-то сам и родители дают ему такую возможность, когда их просто обнимают и с эти объятием передают всю свою любовь. В такие моменты дети осознают, что родители их любят. Они чувствуют это и понимают, что значимы и что жизнь - интересная и прекрасная штука)))

Дети - цветы жизни

Дети - цветы жизни
Выражение сложилось на основе фразы «дети - живые цветы земли» из рассказа «Бывшие люди» (1897) писателя Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868-1936).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Дети - цветы жизни" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 дети (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Дети - цветы жизни - так воткните их обратно в клумбу // дарите девушкам цветы // на могиле родителей // надо вырывать их с корнем // не надо давать им распускаться // не надо делать из них букет // не надо сажать их в горшок вниз головой // но никто не хочет их… … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Дети - цветы жизни - на могиле своих родителей Ирон. Передел. известного речения «дети цветы жизни» … Словарь русского арго

    ДЕТИ: ДЕТИ - цветы жизни // воткните их обратно в клумбу / дарите девушкам цветы / на могиле родителей / надо вырывать их с корнем / не надо давать им распускаться / не надо делать из них букет/ не надо сажать их в горшок вниз головой / но никто не хочет их… … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий

    - (дитя, ребёнок), ребята, детвора, ребятня, цветы жизни, наше будущее; детишки, мальцы, будущее страны, мелкота, мелюзга, ребятки, выводок, малышня, детьми, детям, мальва, детушки, ладинос, ребятишки Словарь русских синонимов. дети см. ребёнок 1… … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Цветы (значения). Цветы … Википедия

    Цветы Промо фото к двойному альбому CD и DVD с записью юбилейного концерта 2001 года … Википедия

    Russian Rainbow Gathering. Nezhitino, Август 2005 Хиппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hер, (в просторечье хиппари, хиппаны) «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) молодёжная… … Википедия

    All the Invisible Children Жанр … Википедия

    Невидимые дети All the Invisible Children Жанр драма Режиссёр Мехди Шареф Эмир Кустурица Спайк Ли Катя Люнд Ридли Скотт Джордан Скотт Стефано Ве … Википедия

Книги

  • Цветы на чердаке , Эндрюс В.К.. Роман 171;Цветы на чердаке 187;вышел в свет в 1979 году, и на писательницу Вирджинию Эндрюс, в то время никому не известную, обрушилась слава. Книга, основанная на реальной истории,…
  • Дети – цветы жизни , Галина Петровна Малькова. «Дети – цветы жизни» – записки моей мамы о ее двух сыновьях, мне и внуке Марке. Живые впечатления по горячим следам быстро вырастающих детей. Эпоха жизни в Советском Союзе является контекстом…

Насибуллина Раушания Адгамовна, учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче, город Нижнекамск

Дети – цветы жизни.

Дети – цветы жизни. Это – нежные цветы, бережно взращиваемые родителями, вносящие в семью гармонию, счастье, радость, новые ощущения и желания. Нам, учителям начальных классов, родители доверяют вырастить эти цветы. Каждый отец, каждая мать желает, чтобы росток его цветка пустил надежные корни, покрылся зелеными листьями и расцвел на радость всем окружающим. Как оправдать надежды и чаяния родителей? Ведь ни один цветок не похож на другой, все разные. Учитель начинает поиски… Он подбирает необходимый теоретический материал, изучает индивидуальные особенности каждого ребенка, готовит благоприятную почву, создает подходящую психологическую атмосферу, а теплоты души и света его лучезарных глаз, заложенных от природы, должно хватить на всех.

Вот кажется все и готово… А пути, направления обучения и воспитания? Какие же из них выбрать? Образовательная система претерпевает сегодня большие изменения. Учителю предоставляется возможность использования новых технологий в обучении, выбора вариативных учебников, создания авторских программ. Учитель сам может использовать наиболее удачные технологии, методы и приемы обучения, направленные на достижении главной цели: максимальное развитие в каждом человеке его генетически детерминированных возможностей и способностей, формирование рационального критического мышления, сообразно природным склонностям и интеллектуальным способностям, вооружение его знанием современной науки, техники и технологий, позволяющих добиться максимального социально-экономического и морального эффекта. Поэтому сегодня учитель должен не только иметь глубокие знания, но и обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками, уметь использовать в своей деятельности разнообразные средства и приемы, инновационные технологии, владеющий техникой исследовательской работы, ее организацией и анализом. Значит, учитель должен постоянно совершенствоваться, развиваться, учиться. Только тогда можно воспитать творческую, ищущую и находящую, самореализующуюся и конкурентоспособную, развитую личность.

Первоклассники – непрочитанная книга, во многом и недописанная, полная секретов и сюрпризов. Самая главная задача учителя начальных классов – найти ключик к каждому секрету души ребенка, быть готовым к встрече с каждым его сюрпризом. Такую задачу можно решить только через индивидуальный подход, через определение индивидуальной траектории развития школьника. Поэтому не случайно выбрана методическая тема «Развитие творческих способностей личности через осуществление индивидуального подхода к ребенку».

До начала работы необходимо изучить характер ребенка, отношения в семье и с друзьями, интересы, в нашей гимназии необходимо учесть знание татарского языка. Родители – мои активные помощники в этой деятельности, мы едины – школа и семья. «Развитие личности ребенка совместно с семьей» - методическая тема в воспитательной работе. Сведения о ребенке получаю через анкетирование и индивидуальные беседы с родителями, посещение семьи. На помощь приходит и старшее поколение: бабушки и дедушки. Только после этого могу определить индивидуальную траекторию развития ребенка. Учитывая возможности обучаемого, его творческий потенциал, имеющиеся знания и пусть небольшой, но собственный жизненный опыт, по всем предметам изготавливаю карточки для индивидуальной работы. Использую в своей работе программу «Создание ситуации выбора учебного задания на уроке», разработанную учеными Московского института повышения квалификации учителей. С опытом работы по этой программе я поделилась на августовской конференции работников образования Нижнекамского муниципального района.

На своих уроках учу детей объективной само- и взаимооценке. При этом ребенок не только называет отметку, но и анализирует ее, рецензирует ответ товарища. Такая работа приучает школьника ответственности, формирует произвольное внимание, активизирует, развивает навыки полного ответа.

Связь с родителями, бабушками и дедушками очень тесная. Они с удовольствием посещают открытые уроки и внеклассные мероприятия, наиболее запоминающимися были: «Люблю свою бабушку», «Что увидел в гнезде, то увидишь и в полете», « Хвала рукам , что пахнут хлебом».

Не могу представить свою жизнь без самообразования, курсов повышения квалификации, которые не только отвечают на возникающие в процессе обучения и воспитания вопросы, но и придают новые силы, вдохновение в нелегкой, но любимой работе.

Довольна ли я результатами своего труда? Да, потому что мои ученики дисциплинированы, активны, ответственны, трудолюбивы, уважительны к окружающим, любят учиться, познавать неизведанное, изучать новое, а я, вглядываясь в их улыбающиеся, радостные, счастливые лица, открываю тайны их души, раскрываю задатки. Я осознаю: мои нежные цветы обрели надежные корни, развернули и вытянули листочки, сформировали первые бутоны. Скоро, совсем скоро они начнут раскрываться, радуя мир своими яркими лепестками…